стр.16 Мифология Скандинавии.

Предисловие
Отзывы

Содержание

с.2 Историки и  Библия.
Нефилимы.
Энмеркар.
Нин.
Семирамида.
Лугальбанда.
Думузид.

Первые итоги.

с.3-4
Шумеры и Греция

с.5
Хурриты, хетты. Угарит,
Ханаан, Финикия.

с.6-9
Боги Египта.

с.10-12
История 
Египта

с.13-14,21
Индия и 
Троянская
война.

с.15
Греция до
Троянской
войны.

с.16
Скандинавия

с.17
Кельты.

с.18
Славяне.
Скифы.

с.19
Америка

с.20-21
Оружие 
богов.

с.22
Зороастризм

с.23
Итоги

с.24
Хаммурапи.

с.25
Боги после смерти

с.26
Кем были боги

с.27
Голубая кровь

с.28
Их планы

Приложение:
генеалогии

Приложение:
Ме богов



Тюр  
Один
Фригг  
Заложники в городе богов Трое-Асгарде
Фрейя  
Фрейр
Тор и Сиф
Перемирия между асами и ванами  
Мимир
Ньёрд, Локи
Браги, Хермонд, Видар, Бальдр и др.

http://norse.ulver.com/src/snorra/index.html
http://norse.ulver.com/edda/index.html
http://norse.ulver.com/heimskringla/h1.html http://www.fbit.ru/free/myth/texty/medda/home.htm

Основным источником мифов древней Скандинавии (сегодня территория Норвегии, Швеции, Дании, Исландии и Финляндии) являются тексты «Старшей» и «Младшей Эдды», записанные Снорри Стурлусоном в XIII в. н.э.. Здесь мы не будем останавливаться на сказках о создании мира, на великанах, появившихся из ничего, на корове, вылизывающей из камня первого человека, на мировом древе и змее и другой грандиозной чепухе, придуманной нефилимами. Наша задача: постараться определить взаимосвязь между богами Скандинавии и уже известными нам богами. 

О самых первых богах Скандинавии мы узнаём, что первым был бог создатель Всеотец. Он жил во все времена и создал небесный мир, землю, небо и род человеческий.  Тогда же жил великан по имени Нерви, и «была у него дочь, от рождения черная и сумрачная, по имени Ночь ... мужем ее был Деллинг, из рода асов». Их Сыном был День.  «Позвал Всеотец Ночь и сына ее по имени День и дал им коней и две колесницы и послал их на небо, дабы раз в сутки объезжали они всю землю» 1. Не вызывает никаких сомнений, что речь здесь идёт о Всеотце-Энлиле, Ночи-Нингал, дочери Нерви-Энки, которая была замужем за асом (т.е. за сыном Энлила, ануннаком) Деллингом-Сином, и которая имела сына День-Уту.  Ещё одна деталь: Ночь ездила на колеснице не с мужем (Сином), а с сыном (Уту), как она это делала в Египте и Сирии.

1 Младшая Эдда.Видение Гюльвы.

Потом повествование о богах прерывается, и начинается новая история о создании мира. На этот раз от появившихся ниоткуда великанов родились трое братьев, одним из которых был Один. И уже эти братья создали и небо, и землю, и людей. Ясно, что этот миф появился уже после смерти Энлила. Изменились также боги солнца и луны. В мифе рассказывается, что у человека по имени Мундильфари было двое детей, таких светлых и прекрасных, что он назвал сына Месяцем-Мани, а дочку – Солнцем-Суль. Теперь девушка правила конями, впряженными в колесницу солнца, а солнце боги сделали из языков пламени. Прекрасный юноша Мани управлял луной.  Кого мы видим здесь? Это уже правление Зевса второго-Энея с его сторонниками: богиней солнца Нанайей (она же была богиней солнца Шапаш в Угарите и Ушас –в Индии), разъезжающей на завоёванном после первой битвы за Трою Солнечном диске,  и молодым богом луны Ганимедом (егип.Хонсу, ставшего богом луны после смерти Сина-Лаомедонта), который как Клитий стал возлюбленным Эос-Нанайи.

Один (Радаманф,Набу,Гермес) вначале появился со своими двумя братьями –  Вили и Be (согл.Младшей Эдде), или  Хёнир и Лодур (согл.Старшей Эдде). Это  - сыновья Нанайи (Европы) от Мардука. В шумерской мифологии о них нам ничего неизвестно, но в греческой их имена Сарпедон и Минос. Сарпедон во время Троянской войны сражался на стороне троянцев и был убит Патроклом 1. Минос не участвовал в Троянской войне. В скандинавских мифах о нём  можно найти следующее интересное «совпадение».

В «Песне о Велунде» (в Старшей Эдде) повествуется о знаменитом мастере-кузнеце Вёлунде. Его захватил в плен  король ньяров  Нинуд. Он заточил его на острове и заставлял работать на себя. Но Велунд освободился от плена, улетев с острова на сделанных им крыльях.

О сыне Нанайи Миносе известно, что он держал на своём острове Крите мастера-кузнеца Дедала, заставляя его делать различную работу, включая известный лабиринт Минотавру. Дедалу надоело жить в неволе, и он улетел с острова на сделанных им крыльях. 

Трудно не согласиться, что Минос и Дедал побывали в Скандинавии.  Однако Минос был там не долго, поскольку ни как брат Одина, ни как Нинуд он больше в скандинавских мифах не появлялся. Исчез и Сарпедон.

1Гигин. Мифы 106

Тюр

Другим более древним богом был бог воинской доблести по имени Тюр. О нём тоже очень мало информации. Хотя он назывался сыном Одина, на самом деле он, как и другие боги, мог считаться его сыном только по старшинству в иерархии. В эддической "Песне о Хюмире" Тюр называет себя сыном великана Хюмира.

О Тюре в основном нам известно из мифа о  чудовищном волке Фенрире. Сей волк якобы вырос таким сильным, что боги стали его бояться и решили посадить его на цепь. Обычные цепи не удерживали зверя, а позволить надеть на себя  волшебные цепи Фенрир не соглашался до тех пор, пока  в качестве залога Тюр не положил ему в пасть свою руку. Когда волк понял, что не в силах порвать узы, он откусил руку Тюру. Так Тюр стал одноруким.

На илл.: Тюр теряет свою руку. Ирландский манускрипт XVIII в., Королевская библиотека Дании.

Разобраться в том, кем был Тюр, нам поможет Шумерский список царей. Там говорится, что Думузид победил однорукого Ен-мебарагеси. Ен-мебарагеси, как мы помним, был Нингижзидой (Даму, Асклепием, Амфиараем), который был убит в его втором походе против Урука-Фив, когда город защищал Гильгамеш. Значит, Тюр мог быть Нингижзидой.

Тюр-Амфиарай мог потерять руку на Калидонской охоте, в которой он принимал участие. А Калидонский вепрь мог быть волком Фенриром, внуком Ехидны-Бау. Похоже, что Волк доверял Тюру, и вепрь мог доверять Амфиараю-Нингижзиде, потому что был сыном  сестры Нингижзиды по его матери Бау.

Сначала Тюр был богом справедливости и закона. "Мудрый, как Тюр, называют того, кто всех умнее", «Смелый, как Тюр, называют того, кто всех одолевает и не ведает страха…" (Младшая Эдда, Речи Высокого). Позже он вдруг оказывается неправедным судьёй.  Мифологи обычно объясняют такую трансформацию образа Тюра причиной его увечья 1. Однако , зная теперь, какая борьба за власть происходила между богами, можно довольно уверенно предположить, что Нингижзида стал неугоден богам клана Приама-Энея-Нанайи, когда он перешёл на сторону  Мелькарта, и потому сразу приобрёл отрицательные черты. 

1Г. Бедненко. Тюр - небесный отец, стойкий воин и неправедный судья. http://pryahi.indeep.ru/nordika/tyr.html.


              
 Один


Один сначала был одним из трёх богов создателей, но позже он стал главным богом. Многие мифологи считают, что вначале Тюр был верховным богом1, но потом его полномочия перешли к Одину, и только тогда Один стал называться Всеотцом. Однако Всеотец (Энлил) был воином и вождём. Один, хотя и вобрал в себя эти характеристики, всё же был более мудрецом, колдуном и проводником душ павших в битве воинов в Вальхаллу, чем воином. Фактически ни та, ни другая Эдда не описывает Одина сражающимся.


Ещё Юлий Цезарь в своих записках о галльской войне «
Commentarii de bello Gallico» заметил, что рим.Меркурий (кем был греч. Гермес, шум.Набу, егип.Тот) был верховным богом древних кельтов, пантеон которых был близок скандинавскому.  Он писал: «Из богов они превыше всего почитают Меркурия. Он имеет наибольшее количество изображений, галлы считают его изобретателем всех искусств и проводником всех дорог и путей и полагают, что он имеет наибольшую силу в торговых делах и обогащении»2.

Фивы, где был убит Тюр-Амфиарай, считались городом Кадма (Набу), и, как мы видели ранее, кадуцей Нингижзиды-Асклепия (т.е. его МЕ) был присвоен Кадмом-Гермесом. Кадуцей вполне мог быть чудесным копьём Одина (Кадма-Гермеса) Гунгниром, которое всегда попадало в цель. Раньше перед началом битвы Тюр забрасывал копьё в стан противника. Потом это стал делать Один. У викингов такой обычай забрасывания копий за головы противников сохранялся долго. Археологи нашли множество копий, посвящённых Тюру. Вначале в жертву Тюру вешали людей, потом вешать стали в жертву Одину. Потому преемственность между ними очевидна3.

1Мирча Элиаде. История веры и религиозных идей, 21,176. http://www.psylib.ukrweb.net/books/eliad03/txt06.htm.
2
«Записки о галльской войне», VI.16-18.
 
3 Arthur Cotterell. Norse Mythology. Lorenz Books, 1997.  


Получив МЕ Нингижзиды, Набу-Один-Тот-Гермес стал вхож в мир мёртвых - Вальхаллу (Дуат-Аид).  В Египте он помогал Анубису мумифицировать тела умерших. А на севере он сам мумифицировал голову великана Мимира.


Один изображался одноглазым. Свой глаз он якобы пожертвовал за разрешение испить из источника Мимира, чтобы приобрести мудрость. О том, что Один-Тот потерял один глаз, есть намёк и в египетских мифах.

  Так, сначала правым глазом бога Ра (Энлила) считалось солнце, а левым глазом – луна. Когда утвердился культ Гора, тогда стало принято считать  правый глаз –глазом Ра (в то время это был Ра-Хоракти – Эней), а левый- глазом Гора.

                               

 Однако до этого, или в одно и то же время , левый глаз стал также считаться глазом Тота. 

                  

На илл.: животное Тота-павиан – держит его глаз перед Тотом.

 Учитывая равную популярность и Гора, и Ра-Хоракти, можно предположить, что причиной, по которой глаз Тота стал луной, было не смещение власти в руки Тота, а совершенно прямая причина: Тот действительно мог потерять глаз в одном из многочисленных побоищ, устраиваемых богами. Потому он мог объявить, что он отдал свой левый глаз, чтобы его глаз стал луной. Недаром же он был богом ловкости, дипломатии и обмана.    

 

 Фригг

Первой женой Одина была Фригг. Одним из самых  заметных её атрибутов  было веретено, которое, как известно, являлось МЕ Инанны 1-Афины. К Фригг, как и к Афине, призывали для победы в войне 2, но, кроме того, она покровительствовала браку и деторождению, потому не могла быть Инанной. Кто же это мог быть?

Кроме как с Инанной, Набу-Тот зачастую появлялся в дуэте со своей матерью-женой Нанайей, которая получила МЕ Артемиды после смерти Нингал и  как раз покровительствовала браку, домашнему очагу и деторождению. Кроме того, как Артемида она должна была соблюдать целомудренность. Это было трудно, потому что с самого начала она также была и неразборчивой в любовных отношениях Эос. Что впрочем нашло отражение и в скандинавских мифах, где упоминается о том, что Фригг в отсутствие Одина разделяла ложе с его братьями 3 . Фригг-Эос также не ревновала Одина к его многочисленным любовницам (Ёрд, Ринд, Гуннлёд, Грид и др.), как это делала Гера-Нинхурсаг по отношению к Зевсу-Энлилу. Если Фригг была Нанайя, то откуда у неё могло появиться веретено?4


Как было показано в предыдущей главе, Инанна могла потерять это МЕ вместе с МЕ Афродиты во время первого похода против Фив. Тогда Набу ещё был на стороне лагеря Нанайи-Приама. Таким образом, Фригг могла быть Нанайя, которая, как и Инанна, также могла быть воинственной богиней 5.

1 Шумерский миф «Энки и новый мировой порядок».
2 Paul the Deacon,Historia Langobardorum. Harrison, D. & Svensson, K. (2007). Vikingaliv Fälth & Hässler, Värnamo. p. 74
3 Старшая Эдда, Перебранка Локи, 26.
4 Здесь мы не говорим об обычных предметах. Кроме веретена, у Фригг, конечно, были другие предметы для домашнего пользования. Но веретено – это то, с чем она постоянно изображалась. Это то, что должно было остаться для истории. Это было священным МЕ, означавшим способность к предвидению, предсказанию и даже к изменению судеб.

5
В шумер. тексте «A šir-namšub to Utu»  она (Шерида) зовётся «юной предводительницей битвы»


На этом поминальном камне со шведского острова Готланд (400-600 гг.) изображена та же самая Фригг. Как богиня со змеями она так изображалась на Крите. Поскольку после первой битвы за Трою она стала богиней- матерью Лето, она стала изображаться как богиня-мать с раздвинутыми для рождения ногами. Однако её изображения отличались от изображений богиней-матерей Нинхурсаг и Бау (как егип. Хекат), которые изображались беременными (ниже).

Нанайя в образах Ладжа Гаури (ниже на илл. слева) в Индии, как жена Шивы (Гелена), и как  известная во всей западной Европе Шала-на-гиг (2 др.илл.), хоть и изображалась в позе роженицы, но редко имела признаки беременности 1. Поэтому её изображения носили более сексуальный характер, нежели чем являлись символами деторождения и плодородия.

1 Jitamitra Prasada Simhadeba.Tantric Art of Orissa, p.66        

 

На подобных этим артефактам заметен акцент на половых органах и некое пренебрежение  всех остальных черт.


Заложники в городе богов Трое-Асгарде

Второй женой Одина была Фрейя. Она появилась среди асов вместе со своим братом Фрейром и отцом Ньёрдом позднее. Фрейя была из ванов, т.е. из второстепенных богов. Согласно мифу, она, её отец и брат были оставлены заложниками в Асгарде (городе асов-богов) после того, как ваны и асы заключили между собой мир.

Война между лагерем богов (асов) и лагерем богов, полу-богов и героев (ванов), как было показано на примере греческой мифологии, завершилась после нападения Геракла на Трою. То обстоятельство, что Мелькарт всё же получил МЕ своего отца Адада, а Приам остался в живых, и солнечный Диск остался у него (как Сет- Джет он использовал этот диск в своё правление, что было запечатлено на артефакте, фото которого помещено в главе о фараоне Джете) , говорит о том, что между двумя сторонами было заключено перемирие. Следующим военным действом после похода на Трою была война против Трои, которая произошла через много лет после этого похода. Поэтому, без сомнений, перемирие было заключено, и мир продолжался довольно долго.

Интересно, что в Младшей Эдде совершенно открыто говорится, что скандинавский город богов Асгард и был городом Троей: «..они построили себе град в середине мира и назвали его Асгард, а мы называем его Троя. Там стали жить боги со всем своим потомством, и там начало многих событий и многих распрь на земле и на небе»1. В другом месте уточняется:  «Вблизи середины земли был построен град, снискавший величавую славу. Он назывался тогда Троя, а теперь Страна Турков… В городе было двенадцать правителей. Эти правители всеми присущими людям качествами превосходили других людей, когда-либо живших на земле»2.

Сразу после заключения перемирия между асами-троянцами и ванами-ахейцами был убит Нимрод. Очевидно, боги боялись, что он опять начнёт войну и поспешили убрать его. В убийстве Нимрода-Осириса-Аргуса принимали участие Приам-Сет и Гермес-Тот. После убийства Нимрода Один (Гермес-Тот-Хнум), взяв Исиду-Семирамиду, поспешил в Скандинавию, подальше от мщения многочисленных родственников Нимрода.

«Одину и жене его было пророчество, и оно открыло ему, что его имя превознесут в северной части света и будут чтить превыше имен всех конунгов. Поэтому он вознамерился отправиться в путь, оставив Страну Турков (Трою). Он взял с собою множество людей, молодых и старых, мужчин и женщин, и много драгоценных вещей. И по какой бы стране ни лежал их путь, всюду их всячески прославляли и принимали скорее за богов, чем за людей. И они не останавливались, пока не пришли на север в страну, что зовется Страною Саксов. Там Один остался надолго, подчинив себе всю страну»3. В мифах также говорится о том, что Один поставил своих сыновей править в Дании, Швеции, Норвегии, среди готов, саксов и франков, т.е. на территории почти всей северной Европы4.


1
Младшая Эдда.Видения Гюльви. 
2 Младшая Эдда. Пролог.
3 Младшая Эдда. Пролог.

4
Круг Земной.Сага об Инглингах, V.

 

Фрейя

Но вернёмся к «заложникам» асов. О Фрейе известно, что до женитьбы на Одине она была замужем за смертным человеком по имени Од (по другим сведениям он был воплощением бога Одина). Од пропал без вести, и Фрейя плакала о нём золотыми слезами. Без всяких сомнений, Фрейей была Исида-Семирамида, только что ставшая вдовой после смерти Ода-Нимрода.

Фрейя считалась богиней плодородия, кем стала Исида после смерти Бау-Деметры. Фрейя и Один делили между собой души падших в битве воинов, поскольку как Исида и Тот они были связаны с миром мёртвых.

Фрейя, как считалось, была колдуньей («первая научила Асов колдовать» Круг земной,4), как и Исида (егип.миф «Секретное имя Ра»). У Фрейи было волшебное соколиное оперение, и она могла летать как сокол. Также Исида превращается в сокола, чтобы разыскать тело погибшего Осириса.

Фрейя прибыла в Скандинавию позже Фригг, которая была известна не только на севере страны, как Фрейя, но также и на юге. Позже образы Фригг и Фрейи слились, и это потому, что Фрейя пережила Фригг и заняла её место в пантеоне Скандинавии.

Фрейя прибыла с братом Фрейром. У Исиды брата не было. Кем же мог быть Фрейр?


Фрейр


Отношения между богами и богинями, как вы могли уже заметить, не были фиксированы моральными законами. Из-за долгой продолжительности жизни бабушки могли выходить замуж за своих внуков. Так, например, блудливая Эос-Нанайя похитила Кефала и имела от него сына Фаэтона. Согласно Овидию1, Кефал был сыном Гермеса, а значит: внуком Нанайи. В инцест со своими сыновьями из известных нам богинь были вовлечены Нингикуга, Нинхурсаг, Нингал, Нанайя, Исида и др.. При этом их сыновья могли называться их братьями (например: Европа-Нанайя и Кадм-Набу) и даже отцами (Ариадна-Нанайя названа дочерью её сына Миноса). Поэтому Фрейер мог быть сыном Исиды Нинием-Ахиллом-Сопду. Когда они пришли в Скандинавию ему не было ещё 30 лет.

О том, что Фрея имела любовные отношения со многими мужчинами говорит миф о том, как она заполучила золотое ожерелье Брисингамен, переспав с  четырьмя гномами. В развращённости её также упрекнул Локи,  заявив, что она делит ложе даже со своим братом Фрейром 2.

О Фрейре (Сопду-Ахилле) нам известно совсем немного. Он был богом урожая, почти как и все ваны, а также защитником и хранителем мира. Многие считают его фаллическим богом плодородия.
 Серебрянная статуэтка Фрейра из Содерманланда, Södermanland, Швеция, IX век. Он сидит в буддистской позе со скрещенными ногами и поднятым половым членом.

Как видно, Ахилл-Фрейр перенял этот стиль от Гермеса-Мина.
У кельтов Сопду возможно был богом Цернунном, который изображался в такой же позе. В музее Реймса есть кельтский  рельеф, на котором изображены Цернунн вместе с Гермесом и Аполлоном. Это – Ахилл, Мин и другой сын Нанайи - Мемнон. Именно та же компания, которая была в Скандинавии.  

1Овидий. Наука любви III 725.
2
Старшая Эдда, Перебранка Локи.

Тор и Сиф

Воинственным богом грома Тором был  Геракл-Гильгамеш. Схватки Тора с великанами были схватками Гильгамеша с героями из лагеря Мелькарта, а также с теми, кто был против власти богов. Любимым оружием Тора был волшебный молот Мьёлльнир, который обладал неограниченной разрушительной силой и всегда попадал в цель, при этом возвращался к владельцу, как бумеранг. Этот молот достался Гильгамешу после убийства бога-кузнеца Гефеста.


Женой Тора Сиф была подательница вина и пива греческая Геба, или шум.Кугбау. Подательницей  вина богам она выступает и в «Перебранке Локи» (Старшая Эдда). После смерти Гильгамеша Тором стал сын Мемнона.
«Одного конунга в Трое звали Мунон или Меннон (от авт.: т.е. Мемнон – сын Нанайи
). Он был женат на дочери верховного конунга Приама, ее звали Троан. У них был сын по имени Трор, мы зовем его Тором» (Младшая Эдда. Пролог). После смерти Тора-Гильгамеша сын Мемнона уже не имел молота, молот был возвращён новому Гефесту (сыну Мелькарта- Мандулису). А в Скандинавии появились мифы о краже молота Тора великанами.


       Перемирия между асами и ванами

Легенды намекают на то, что перемирий между асами и ванами было два. «... В дни первой войны; рухнули стены крепости асов, ваны в битве врагов побеждали» 1. Затем было заключено перемирие, которое было нарушено колдуньей Хейд, или Гулльвейг 2, по чьему совету ваны убили великана Мимира.  За это асы пытались убить её (сжечь, забить копьями), но она всякий раз возрождалась вновь. Так началась вторая война, после которой враждующие стороны примирились опять, и именно тогда в лагерь асов вошли заложники от ванов: Фрея, Фрейр и Ньёрд.  С тех пор асы и ваны жили в мире (в скандинавских мифах).


Это значит, что противостояние  между асами и ванами началось сразу с приходом новой верховной власти Энея, и после похода Аргонавтов начались конфликты, или «первая война», когда ваны (лагерь Мелькарта-Нинурты-Инанны) побеждали. Тогда было заключено первое перемирие, которое продолжалось около 20 лет: от Калидонской охоты до первого похода на Фивы, когда  после убийства Пелия-Мимира перемирие было нарушено. Греческой колдуньей, по чьему совету Пелий был убит, и кто таким образом спровоцировал конфликт, была волшебница Медея. Её, как и Хейду, побаивались все. После убийства Пелия-Мимира начались распри между богами опять. Герои-ваны победили богов-асов в битве с Авгием, Нелеем и Гиппокоонтом. И, наконец, при походе Геракла на Трою было заключено второе перемирие, которое продолжалось до Троянской войны. 


1
Прорицание Вёльвы, 24.
2Старшая Эдда. Прорицание вёльвы, 21.


Мимир

О Мимире легенды повествуют следующее. Во время первого перемирия асы послали к ванам своих заложников: бога Хёнира (о нём ничего не известно, кроме того, что он создавал людей с Одином) и мудрого Мимира. Заложники вначале были радушно приняты ванами, но вскоре они заметили, что Хёнир не мог и двух слов связать, если рядом не было мудрого Мимира. Тогда они разгневались на асов за то, что те дали им глупого заложника, и отрубили голову...Мимиру. Положив её в мешок, они отослали голову к асам. Один набальзамировал голову несчастного Мимира а затем с помощью заклинания возвратил ей дар речи. С головой Мимира Один часто советовался.

  Как видите, в легенде много противоречий. Кроме того, что при обмене заложниками никогда не подразумевается обмен персонами с одинаковыми духовными и умственными способностями, сам факт, что один из богов-создателей (!) оказался настолько глуп, что стал раздражать даже более примитивных ванов, выглядит смешным. И какой был смысл убивать умного Мимира, если им так хотелось иметь умных заложников? Как говорят американцы: «это пахнет рыбой». Мимир-Пелий был убит не по инициативе ванов, а по инициативе асов, и об этом говорит шумерский миф «Гильгамеш и Хумбаба».

Гильгамеш (скан.Тор) со своим другом Энкиду отправились в горы разыскать чудовищного Хумбабу, чтобы «узнать, бог он или человек» (92-95). После сражения взглядами, которое Хумбаба дал Гильгамешу, Гильгамеш, сделав вид, что хочет поцеловать его в щёку, ударил его ножём. Хумбаба стал просить Уту помочь ему, жалуясь, что он не знал ни отца, ни матери, и младенцем был оставлен в горах. Но Гильгамеш убил его. Вместе с Энкиду они отрезали Хумбабе голову и принесли её в мешке к Энлилу.

  О Пелие же нам ещё известно, что вместе со своим братом-близнецом Нелеем он был рождён Тиро (Нисабой) от Посейдона. Но Тиро, родив, не захотела детей и бросила их в горах. Там их нашёл пастух и воспитал. Как видим, и Хумбаба (Пелий) был брошен во младенчестве и воспитывался кем-то другим. Даже мотив отрубленной головы в мешке в обоих сказаниях повторяется.

Также в легенде о Хумбабе есть ещё одна довольно интересная деталь. После убийства Хумбабы его «ауры» были розданы полям, горам, рекам...и Нунгал. Почему вдруг Нунгал? Нунгал-Персефона, как дочь Бау, была убита приблизительно во время Каледонской охоты, но её МЕ не было передано никому. МЕ Персефоны было обещано  Медее за помощь в убийстве Пелия. Это МЕ она и получила.  Медея была внучкой Гелиоса (Уту) и жрицей Гекаты-Нунгал, или даже её дочерью1, и могла вполне законно получить это МЕ. Возможно, что Медея стала Персефоной Праксидикой, которой приносили в жертву головы 2(голова Мимира).

1 Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 46, 1.
2Гесихий, Суда, словарь Фотия // Онианс Р. На коленях богов. М., 1999. С.136;
William Smith, Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology, v. 3, page 517

 

Ньёрд

О личностях других богов, из-за недостатка материала, мы просто не можем быть уверены до конца. Боги лагеря Приама были мало освещены в греческой мифологии.

Морским богом Ньёрдом, назвавшимся отцом Фреи и Фрейра,  мог быть единственный оставшийся в живых из сыновей Нелея (сына Посейдона) Нестор. Он, в отличие от остальных сыновей Нелея потомков Энки, был на стороне Мелькарта 1, потому не мог считаться асом. Конечно, Ньёрдом мог быть кто-то другой.

1 Во время войны Нестор воевал против Трои;

 
Локи

Хитрец Локи был родом из гигантов, т.е.не принадлежал ни к асам, ни к ванам, потому не мог быть богом (ануннаком), хотя иногда назывался богом. Он был второстепенным божеством и, как многие считают, был божеством огня, также как Прометей-Нуску. Как и Прометей, Локи тоже был прикован к скале за грех перед богами, и был истязаем: Прометей орлом, а Локи змеем. Но Прометей-Нуску был освобождён от оков во время похода Аргонавтов, когда Локи был наказан после того, как погиб Нимрод-Пелей; после того, как Исида пришла в Скандинавию, т.е. многими десятилетиями позднее похода Аргонавтов.  Потому Локи – не Прометей, и, возможно, даже не божество огня1.

Судьба Локи также напоминает судьбу Тития. К Титию на остров приезжал Радаманф (Один) 2. Убит был Титий Аполлоном, кем в Скандинавии был Браги. И именно Браги был особенно зол на Локи во время «перебранки Локи» - события непосредственно предшествующего наказанию Локи. Причиной убийства Тития было его оскорбление богини Лето – Нанайи. Причиной наказания Локи было оскорбление всех богов, включая Фригг-Нанайю. В Аиде Титий был прикован к скале и коршун клевал его печень3, либо его печень поедал змей4 . Скорее всего Локи был Титием, однако, к сожалению, и о Титии нам больше ничего неизвестно.

                                      Tityus.jpg (108687 bytes)

                                Титий. Тициан.1548 г.

1 Каким божеством был Локи, до сих пор – вопрос спорный. Ни этимология его имени, ни его действия не отражают в точности его огненной природы.
2
Гомер. Одиссея VII 321—326
3 Вергилий. Энеида.
VI 596; Гомер. Одиссея XI 576—581.
4
Гигин. Мифы 55; Овидий. Письма с Понта I 2, 39

 

Браги, Хермонд, Видар

Богом поэзии и красноречия Браги был Мемнон-Аполлон, сын Нанайи.

Бог Хермод, который спустился к повелительнице царства мёртвых Хель, чтобы предложить ей выкуп за Бальдра, был тот, кому досталось МЕ бога смерти Нергала после убитого в первой битве при Фивах Капанея-Нергала 2-го. Хермодом, вероятно, был сын Приама Гелен. Ему Один иногда доверял своё копьё (кадуцей) и своего коня1.

 Бог Видар считался могущественным, как Тор. По предсказанию вельвы, в последний день мира, Рагнарёк, чудовищный волк Фенрир проглотит Одина, и Видар убьёт волка. В «Языке Поэзии» (Младшая Эдда) посреди диалога между богом поэзии Браги и морским богом Эгиром, Снорри Стурлусон сам замечает, что историческим эквивалентом Видара является троянский герой Эней, переживший Троянскую войну и совершивший много «великих дел» 2. 


1
В Троянской войне оба: Меркурий-Один и Гелен-Хермонд, перейдут в лагерь Мелькарта.
2 Anthony Faulkes, Edda (Trans.), 66.


Бальдр

О сыне Одина и Фригг боге Бальдре особо известна история о его смерти. Фригг взяла клятвы у всего живого на земле, чтобы ничто не причинило вреда ее сыну.  Однако Локи, превратившись в старуху, хитростью выпытал у Фригг, что она не взяла клятвы только с омелы. Тогда Локи сделал очень лёгкое копьё из этого растения, а когда боги собрались на площади и ради развлечения стали метать копья и стрелы в неуязвимого Бальдра, Локи вложил это копьё в руку слепого бога Хёда. Хёд наугад метнул копье, и оно пронзило Бальдра насквозь. Бальдр тут же умер.  

Тогда боги решили вернуть Бальдра из царства мёртвых (Хельхейма), и с такой миссией туда отправился Хермод (Нергал-Гелен). Царица мёртвых Хель (шум.Эрешкигал) пообещала, что отпустит Бальдра с одним условием: что все будут оплакивать его. И все стали плакать по нём. Не плакала только одна великанша, в которую превратился Локи. Так, из-за Локи, Бальдр навсегда остался в Хельхейме. За это, а также за обиды, нанесённые богам, Локи и был наказан и привязан к скале до последнего сражения в день Рагнарёк1.

Мотив схождения в мир мёртвых, оплакивание всеми его смерти очень напоминает поклонение Адонису-Таммузу (Думузиду). Погиб Бальдр до появления  там Фреи и Фрейера (Исиды и Ахилла, которые пришли после нападения Геракла на Трою), что по времени также совпадает со временем смерти Думузида. Во всех мифах Думузид погибает не в борьбе, не от руки неприятеля, а через посредство чего-то или кого-то, не имеющего к нему прямого отношения (в Шумере это были посланные кем-то демоны, в Греции -посланный Аресом кабан, в Скандинавии- посланная третьим лицом стрела).  Хоть информации о Бальдре у нас мало, но та, что есть, с учётом иерархии, которой придерживались боги в выборе новых кандидатур взамен погибших, позволяют утверждать, что Бальдром был Думузид.

1 О Рагнарёке – позже.

Другие боги

После Тюра судьёй и богом справедливости стал Форсети. Он пришёл позже и, может быть, был тем же индийским богом справедливости Юдхиштхирой, или Одиссеем.

Гевьон и Вар возможно была Ишара-Гестия, которая покровительствовала  девственницам и охраняла клятвы.
Сьеви и Лови («её именем называют любовь» Младшая Эдда) –Афродита, дочь
Нанайи.

Слепой Хёд – фиванский прорицатель Тиресий или брат Кадма (Набу) слепой Финей. 

Как мы увидим далее, мифы Скандинавии во многом переплетаются с мифами Ирландии, поскольку в обоих местах побывала одна и та же группа богов.

 

                                                          

            При цитировании указание источника обязательно.