Вы
можете
убедиться
сами, что
представленные
генеалогии
никак не
могли
вписаться в 430-летний
период,
однако они
прекрасно
вписываются
в 215-летний.
Некоторые
исследователи
пытаются
увеличить 215-летний
период до 350
лет, однако
никакая
другая дата,
кроме 215 лет, не
выдерживает
испытания ни
Библией, ни
логикой. Так,
например, мы
знаем, что Левий
вошёл в
Египет в
возрасте 45
лет, жил Левий
до 137 (Исх.6:16). Его
дочь
Иохаведа
родила
Моисея,
которому
было 80, когда
состоялся
Исход.
Общеизвестно,
что женщины
могут рожать
до 60-ти.
Предположим,
что Иохаведа
родила
Моисея в
самом
позднем
возрасте - в 60.
Предположим
также, что
Левий имел
детей до 120 лет
и родил
Иохаведу
последней, в 120
лет (120-45=75), на 75-ом
году
пребывания в Египте.
Значит
оптимальный
срок
нахождения
евреев в
Египте не
может быть
более (на 75 -м
году
пребывания в
Египте
родилась
Иохаведа + 60лет
ей при родах
Моисея+ 80лет
Моисею при
Исходе=) 215 лет.
Важно
отметить, что
в самых
ранних
христианских
работах
всегда
отмечалось,
что евреи
были в Египте
в течение 215
лет. Так,
например,
еврейский
историк
Иосиф Флавий,
живший в I-ом
веке н.э., в
своей
широкоизвестной
работе «Иудейские
древности»
писал, что
израильтяне
вышли из
Египта «четыреста
и тридцать
лет после
того, как наш
прадед
Авраам вошёл
в Ханаан, но
двести и
пятнадцать
лет после
того, как
Иаков вошёл в
Египет» (II. 15.2, Whiston,
William, trans.
(1974 reprint), The Complete
Works of Flavius Josephus (Grand Rapids, MI: Baker) взято
из
http://www.apologeticspress.org/articles/610).
Иосиф
Флавий имел
доступ к
очень
древним
документам,
находящимся
в
Иерусалимском
храме, откуда
он черпал
информацию о
древней
истории
Израиля. Его
работа была
завершена
несколькими
столетиями
ранее того
времени,
когда в IV–ом
столетии был
завершён Masoretic
текст
Ветхого
завета на
иврите,
переводы
которого мы
имеем
сегодня.
Помимо
работы
Иосифа в
других двух
дошедших до
нас древних
работах,
написанных
гораздо
ранее Masoretic текста
Ветхого
завета, а
именно: в
Самаритянском
Pentateuch
(самаритянский
перевод пяти
книг Моисея) и
в
Александрийской
копии Septuagint
(греческий
перевод
Ветхого
завета,
завершённый
в III веке), Исх. 12:40
записан
следующим
образом: “Времени
же, в которое
сыны
Израилевы и
их отцы
обитали в
земле
Ханаанской и
Египте, было 430
лет» (Clarke, Adam
(no date),
Clarke’s Commentary on
the Old Testament—Volume I: Genesis
to Deuteronomy (New
York: Abingdon-Cokesbury,
pp. 358-359.
Взято из http://www.apologeticspress.org/articles/610,).
Каким-то
образом в
процессе
переписываний
эти два
выражения: «и
их отцы» и «в
земле
Ханаанской»
были
потеряны, и
стих Исх.12:40
выпал из
контекста
Ветхого
Завета и
потерял
логическую
связь с
описанными в
нём
событиями.
Помимо
Гал.3:17 имеются
другие стихи
Библии,
которые
также
проливают
свет на то,
что 430-летний
период
включал в
себя не
только время
пребывания
евреев в
Египте, но
весь период
начиная с
отправления
Авраама в
землю
Ханаанскую
до самого
исхода из
Египта.
Так,
в Быт.15:13,14 и Деян.7:6
говорится,
что Бог
сказал
Аврааму: «знай,
что потомки
твои будут
пришельцами
в земле не
своей, и
поработят их
и будут
угнетать их 400
лет». Если
евреи
находились в
Египте 430 лет, а
Бог говорил о
400 лет, может
Бог ошибся на
30 лет? Конечно,
нет.
Это
пророчество
было не об
Аврааме, но о
его потомках.
Пророчество
говорит, что
странствование
потомков
Авраама по
земле не
своей и их
угнетение
завершатся
через 400 лет.
Однако
о каких
потомках
Авраама шла
речь? Когда
пророчество
было дано, у
Авраама не
было детей.
Потом от
служанки
египтянки у
Авраама был
рождён
Измаил. «Он ли
есть мой
потомок, о
котором
говорил Бог?» -
наверно,
думал Авраам.
Потом
родился его
чудо-ребёнок
Исаак, и
Авраам не
знал, считать
ли ему его
старшего
сына своим
потомком по
праву
первородства,
или считать
младшего
сына своим
преемником
по чуду его
рождения,
совершённому
Богом (Быт.21:9-11).
Только когда
Исаак вырос и
был отнят от
груди, Бог
указал
Аврааму, что
семя его не в
Измаиле, но в
Исааке (Быт.21:8,12).
Значит, линия
потомков
Авраама была
определена в
тот день пира,
который
устроил
Авраам в
честь
отнятия от
груди Исаака.
Итак,
когда
начались эти
400 лет для
потомков
Авраама? Если
мы вычтем от
данных 400 лет 215
лет
египетского
рабства, мы
получим 185 лет.
Попробуем
отсчитать от
входа в
Египет назад
185 лет. Итак,
Авраам родил
Исаака. Исаак
родил Иакова
в 60 лет. Иаков,
как уже
отмечалось
выше, вошёл в
Египет в
возрасте 130
лет: 60+130=190 лет, что
на 5 лет более 185
лет. Значит,
когда Исаак
был признан
Богом
семенем
Авраама, ему
было 5 лет.
Для
нас 5 лет
кажутся
довольно
поздним
сроком для
отнятия от
груди. В наше
время самый
поздний
возраст для
отнятия от
груди - 3 года.
Возможно,
раньше этот
период был
более
продолжительным.
Возможно,
Сарра так
любила
своего
позднего
чудесного
ребёнка, что
продолжала
кормить его
грудью до тех
пор, пока это
было ещё
приемлемо. 5
лет – это
некий рубеж в
жизни
ребёнка,
переход от
младенца к
мыслящему
человеку (Ср.Лев.27:5
и 27:6). Возможно,
что такое
позднее
отлучение от
груди было
поводом
насмешек
Измаила (Быт.21:9)
над Исааком.
Измаилу было
тогда 19 лет (Быт.17:24,25).
Если бы
Исааку было
бы только 2
или 3 года,
конфликт
между
Измаилом и
Исааком вряд
ли был столь
очевиден, как
это показано
в Гал.4:28,29.
Таким
образом,
пророчество
о 430 годах (Исх.12:40)
началось со
времени,
когда Бог
заключил
завет с
Авраамом, и
закончилось,
когда
еврейский
народ вышел
из Египта.
Пророчество
о 400 годах (Быт.15:13)
началось с
того момента,
когда 5-летний
Исаак был
признан
наследником
Авраама, его
потомком, и
завершилось
также
выходом из
Египта.
В
Быт.15:13 сказано:
«потомки
твои будут
пришельцами
в земле чужих,
и будут
служить им, и
будут их
угнетать 400
лет» (более
точный
перевод).
Некоторые
понимают так,
что в Египте
евреи были 430
лет, но в
рабстве там
они
находились в
течение 400 лет.
Однако мы
знаем, что
Иосифу было
около 40, когда
Иаков прибыл
в Египет, и
умер Иосиф в
возрасте 110 (Быт.30:22),
через 70 лет
после входа
евреев в
Египет. Как мы
знаем, до его
смерти евреи
жили в
хороших
условиях.
Таким
образом, не 30,
но по крайней
мере 70 лет
евреи не были
рабами.
Мы
не можем
сказать, что
потомки
Авраама были
угнетаемы
все 400 лет.
Однако мы,
наверное,
можем
сказать, что
Исаак был
угнетаем
Измаилом (Гал.4:29),
Иаков Исавом,
из-за
которого ему
пришлось
покинуть
отчий дом на 20
лет; и Лаваном,
на которого
он работал
эти 20 лет.
Потом Иосиф
был продан в
рабство.
Можно
сказать, что
египтяне
презирали
евреев (Быт.43:32). Однако
под настоящим угнетением
были только
правнуки
Авраама,
когда после
смерти
Иосифа
египтяне
начали
порабощать
евреев.
Поэтому,
скорее
всего,
слова «400 лет»
не были
привязаны
к
последней
фразе об
угнетении,
и
относились
ко всему
времени
потомков
Авраама до
самого
Исхода.
Таким
образом,
сначала
они были
пришельцами.
Земля
Ханаанская
не была
землёю ни
Авраама,
ни Исаака,
ни Иакова.
В Исх.6:3,4
сказано,
что земля
Ханаана
была для
них «землёю
странствования
их, в
которой
они
странствовали».
См. также
Пс.104:12,13. Они не
имели
домов, но
жили в
шатрах, и
не стояли
на одном
месте всё
время.
После
этого
израильтяне
служили
египтянам
(Быт.47:6),
потом были
угнетаемы
ими – и всё
это
произошло
в течение 400
лет.
Бог
сказал
Аврааму: «Я
произведу
суд над
народом, у
которого
они будут
в
порабощении;
после сего
они выйдут
с большим
имуществом...
В
четвёртом
роде
возвратятся
они сюда» (Быт.15:14,16).
Итак,
сказано,
что после
рабства,
Бог
накажет
народ, у
которого
евреи были
в рабстве (это
– 10 бед,
посланных
на Египет).
Сказано,
что в
Египте
будут жить
три
поколения
евреев.
Четвёртое
поколение
возвратится
на
обещанную
землю.
Иаков
вошёл в
Египет со
всеми
своими
сыновьями.
Его
поколение
было
завершено
до входа в
Египет.
Его
сыновья
все уже
были
женаты и
имели
своих
детей.
Даже самый
последний
его сын –Веньямин
уже имел 7
сыновей и 3
внуков.
Значит,
начать
отсчёт
поколений
нужно с
тех, кто
рос и
родил
детей в
Египте.
Это в
приведённой
Библией
генеалогии
– Кааф,
Фаллу,
Зара и
Есром.
Кааф
вошёл
ребёнком в
Египет (1-е
поколение)
и позже
родил
Амрама (2-е
поколение),
Амрам
родил
Аарона и
Моисея (3-е
поколение).
Но ни
Аарон, ни
Моисей не
увидели
обещанной
земли. В
землю
обетованную
вошли их
сыновья (4-е
поколение):
Елеазар,
сын Аарона
(Чис.20:28), и
Герсон и
Елиезер –сыновья
Моисея (1Пар.23:15).
Кааф
(1-е
поколение)
родил
Ицгара (2-е
поколение),
Ицгар
родил
Корея (3-е
поколение).
Корей
восстал
против
Моисея у
горы Синай
и был убит,
однако его
сыновья (4-е
поколение)
остались
живы и
вошли в
обещанную
землю (Чис.26:10,11).
Кааф
(1-е
поколение)
родил
Узиила (2-е
поколение
– Исх.6:18). Его
сыновья –
Мисаил и
Елцафан (3-е
поколение)
помогали
Моисею во
святилище
(Лев.10:4).
Однако,
поскольку
только
Иисус и
Халев
остались
живы после
40-летнего
хождения
по пустыне
(Чис.26:64,65), то в
обещанную
землю
вошли не
Мисаил и
Елцафан,
но их
сыновья (4-е
поколение).
Фаллу
(1-е
поколение)
родил
Елиава (2-е
поколение).
Елиав
родил
Дафана и
Авирона (3-е
поколение),
которые
поддержали
восстание
Корея в
пустыне.
Они не
вошли в
обещанную
землю, но
их сыновья
вошли (4-е
поколение).
Зара
(1-е
поколение)
родил
Завдия (2-е
поколение),
Завдий
родил
Хармия (3-е
поколение).
Хармий
родил
Ахана (4-е
поколение),
который
вошёл в
обещанную
землю (И.Навин
7:18).
Некоторые
вошли в
обещанную
землю в
пятом
поколении:
Есром-Арам-Аминодав-Наассон-дети
Наассона;
некоторые
даже в
шестом - (Есром-
Халев- Хур-
Урий-
Веселеил –1Пар.2:18-20;
Исх.35:30), но
никто – в
третьем. В
Библии
подробно
указана
только
родовая
линия Левия-Каафа-
Амрама-Моисея,
поэтому мы
можем
предположить,
что именно
она была
принята
как
образец
для
отсчёта
поколений.
Следовательно,
евреи
находились
в Египте 215
лет и
вошли в
землю
обетованную
в
четвёртом
поколении.