Стр.29

Елена Уайт - пророк?

Время в пророчествах

Параллелизм в пророчествах 

Земля после Второго пришествия 

1260 дней малого рога  

Оставил ли Бог навсегда Израиль?  

Пророчество о дереве  

Пророчество Даниила о 70 неделях. Время отсчёта 
Само пророчество 

Пророчество о 2300 днях

Открытие печатей  

Истукан и звери Даниила и "Откровения" 

Звери Откровения 

Блудница Вавилон

Трубы Откровения  

Седьмая труба  

Армагеддон  

Два пророка  

После последней битвы  

Новый или восстановленный Иерусалим?  

Второе воскресение


Новый Иерусалим на старой планете?

После 6-ой чаши гнева

СУД  

Ошибки в учениях адвентистов 

Порядок "Откровения"  

Порядок событий последних дней  

Невеста и Гости 

Важно ли нам это знать
?  

Иисус вождь ангелов 

В начале  

Священные Праздники 

Зачем жертвы?

СКИНИЯ 

Значение жертвоприношений 

ДЕНЬ ИСКУПЛЕНИЯ

ПАСХА 

Итоги

Печать Бога и  Знак зверя 

Книга Жизни

Сколько лет в Египте?

Время от Исхода до Соломона

Заявление Иеффая

Когда был Исход?

Когда прийдёт Иисус?  

Что ждёт после смерти? 

Понять План Бога

Адвентистам: повод задуматься

Инопланетяне=демоны

Дословный перевод с иврита и греческого на английский см.
www.scripture4all.org/


 

     42. Исторические свидетельства, когда произошёл Исход.

Исследуя  историю древнего Египта, мы сталкиваемся с очень любопытными фактами. Начиная с XVIII до XVI века до н.э. на территории Египта набирала мощь и впоследствии стала самой могущественной в то время смешанная этническая группа, поселившаяся в северо-восточном регионе дельты Нила. Группа получила название гиксосы (анг.Hyksos; египет.heka khasewet; греч.Ὑκσώς). Многие историки сходятся во мнении, что еврейский народ был в подчинении у Египта именно в период правления гиксосов.  Одни даже уверены, что гиксосы и были сынами Иакова, которые вошли в Египет во время великого голода. Другие же настаивают на том, что гиксосы были завоевателями, кем семья Иакова явно не была. Давайте рассмотрим, кто же прав?

 

1. Общепризнано, что гиксосы были смешанным народом,  основную часть которого составляли семитские племена западной Азии.

- Евреи также относились к семитским племенам западной Азии.

 

2.      По сохранившимся историческим  документам нам известно о презрительном отношении фараонов юга к гиксосам, как к оскобляющему пятну на святой земле Египта (из письма фараона Камоса).

        -   Из Бытия (43:32; 46:34) мы знаем о презрительном 
отношении  египтян  к евреям.

 

3.   Многие считают, что гиксосы взяли под контроль весь Египет благодаря какому-то оружию, неизвестному в Египте. Однако гробницы гиксосов не содержат никаких необычных орудий, которых бы Египет того времени не знал.  Помимо того, по словам историка Вон Бекерата (Von Beckerath), в то время в южной Палестине и Синайской пустыне не было никакого объединенного государства, от которого бы можно было предположить какое-либо вооруженное вторжение в Египет (http://open-encyclopedia.com/Hyksos ).

- Библия говорит, что семейство Иакова были мирными людьми. Благодаря Иосифу, они получили хорошие земли,  необычайно быстро размножились и стали многочисленным народом в короткие сроки (Исх.1:7-12).

 

4. Официальным языком у гиксосов  был не какой-нибудь азиатский язык, но египетский. Гиксосы внедрились в египетское общество, приспособившись к древней культуре Египта. Вместо ограничений и ущемления свободы египтян они продемонстрировали глубокое уважение к египетской культуре, сначала приспособившись к ней, а затем и восстанавливая её искусство. Гиксосы установили базу для иностранных отношений и экономики, основанной в значительной степени на торговле (http://www.angelfire.com/ga/Godandscience/egypt/hyksos.html).

Логично предположить, что, если бы гиксосы были бы завоевателями, то они бы привнесли с собою свой язык и культуру, а не приспосабливались бы к египтянам. Поэтому факты явно говорят, что гиксосы (хотя бы вначале) были в подчинении у египтян-фараонов, и называя и тех и других одним именем гиксосы, историки ошибочно приходят к выводу, что все гиксосы имели какие-то общие цели. 

Некоторые историки считают, что гиксосы добились власти,  применив какой-то хитрый дипломатический приём. Другие что гиксосы взяли власть над Египтом в то время, когда весь Египет находился в каком-то бедственном положении.

-          -  Библия говорит, что в течение 7 голодных лет Иосиф сделал вассалами весь Египет. И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона...И народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого (Быт.47:20,21). Это был Иосиф, который установил экономику гиксосов на взаимоторговле с соседними народами, покупая у них серебро, скот и земли за зерно (Быт.41:57; Быт.47:14).

 

5. Историки отмечают, что многие гиксосы имели не египетские, а ханаанские имена. Так, среди имён фараонов XV-ой династии гиксосов встречается имя Мер-уосер-ра  Иаков-хер. Поскольку оба имени были записаны вместе на одном скарабее, это даёт право предположить, что оба этих имени: тронное и родовое, принадлежали одной персоне. 

- Имя Иаков, как мы хорошо знаем, есть имя еврейское. 

 

6.      Гиксосы захватили и, около 1720 г.до н.э., обстроили  и укрепили город Аварис, который стал резиденцией   фараонов гиксосов. Считается, что с 1670 г.до н.э. Аварис был самым большим городом-крепостью в  древнем мире.

-          - Библия говорит, что евреи построили в Египте  города для запасов : Пифом и Рамсес (Исх.1:11). Города для запасов как раз и были крепостями. Городом Аварисом возможно был город Рамсес. Из него евреи вышли при Исходе (Исх.12:37). Что касается города Пи-Рамсеса, с которым иногда отождествляют город Рамсес, то он был построен многими столетиями позднее фараоном Рамсесом II недалеко от Авариса (Рамсеса). В книге Бытия говорится о земле Рамсеса ещё до вхождения евреев в Египет (Быт.47:11), что подтверждает тот факт, что имя Рамсес (означает : сын Ра, или сын бога солнца Ра) могло принадлежать любому фараону как одно из нескольких тронных имён. Название города Пи-Рамсес означало: место проживания Рамсеса, в отличие от старого города-крепости Рамсеса.


7.
Многие историки убеждены в том, что у гиксосов  преемственность трона чаще всего была не наследственной, а выборной.

-
Согласно книге Исхода, фараон распорядился, чтобы над евреями были поставлены начальники, которые изнуряли бы их тяжкой работой. Евсевий Кесарийский поведал о том, что, когда Моисей был наследником трона, начальников над чернью назначал он. Потому вполне вероятно, что как раз начальники работ были приняты историками за правителей гиксосов.

Настенная роспись в гробнице Кнумхотепа II, должностного лица при фараоне Сенусрете II, показывает приходящих в Египет семитов. Кнумхотеп умер предположительно в 1783 г.до н.э. Согласно хронологии Библии, Иаков вошёл в Египет в 1828 г.до н.э.


8. Египетский историк
Манефон говорил о гиксосах как о царях-пастухах (гик на египетском означает: царь, а сос - пастух), которые укрепили город Аварис, чтобы противодействовать царю Фив.

-          Евреи, как известно, были пастухами. А то, что фараон был обеспокоен тем, что, размножившись, евреи присоединятся к его врагам, говорит о том, что ситуация в том регионе Египта не была совсем мирной.

 

9. Манефон также рассказал, что выйдя из Египта, гиксосы основали в Сирии город Иерусалим, который и стал столицей еврейского царства.

 

Тогда можем ли мы сказать однозначно, что гиксосами были только члены семьи Иакова? Нет. Такие древние историки как Манефон, Херемон и Лисимах ( в изложении Иосифа Флавия, О древности евр.народа) поведали о злодействах и беспощадности гиксосов. И кое-что в их рассказах указывает на то, что гиксосами они называли не только евреев, но и другую группу азиатов.

По словам Манефона, фараон юга Египта заключил соглашение с гиксосами, что он не уничтожит их, если они сами покинут Египет. Пастухи в огромном числе ушли в Сирию и основали там город Иерусалим. Через много лет после того фараон с неизвестным истории именем (Аменофис) возжелал угодить богам, и по совету провидца решил избавить Египет от прокажённых.  Он собрал их всех и пожаловал им некогда оставленный пастухами город Аварис.  Там прокажённые поклонялись Ваалу. Главный их жрец Осарсиф, который основал их государство и написал законы, стал называться Моисеем. Он собрал посольство к пастухам в Иерусалим, чтобы уговорить их вместе пойти войной против Египта. Гиксосы большим числом прибыли из Иерусалима в Египет. Вместе с прокажёнными они учинили грабёж и зверства местному населению. Потом прокажённые и гиксосы были побеждены и изгнаны из пределов Египта.

У Херемона гиксосы это прокажённые, которые соединились с теми, кого фараон Аменофис не впустил в свои владения (не объясняется, кто они такие, и почему число их было 380 тысяч человек), и напали на Египет. Возглавляли прокажённых Моисей и Иосиф.  

У Лисимаха то же самое, но прокажёнными на этот раз были все евреи. Они были изгнаны за пределы страны, а потом соединившись все вместе занялись грабежом, разгромами и бесчинствами, и, дойдя до  страны, позже получившей название Иудея, основали там город Иерусалим. Ими руководил Моисей.

В сведениях этих древних авторов очень много противоречий. Они называют разные обстоятельства, разные имена правителей, разное количество людей. Кроме того, у Манефона Моисей оказался в группе прокажённых после того, как пастухи-евреи уже удалились в Сирию и основали Иерусалим. Согласно Библии, Моисей умер, не войдя в землю обетованную, задолго до взятия Иерусалима.  У Херемона Иосиф оказался вместе с Моисеем, тогда как Иосиф умер задолго до рождения Моисея. У Лисимаха евреи оказались прокажёнными.

Однако, не смотря на противоречия (которые очевидно были результатом того, что сведения были почерпнуты из поздних источников, или из устных преданий), сравнивая с историческими данными, мы можем увидеть общую картину.
Вероятно, что во время великого голода в Египет вместе с семьёй Иакова вошло большое число азиатов. Только в Египте они могли купить себе продовольствие или продать себя в рабство, чтобы избежать голодной смерти.  Таким образом, рабов в северной части Египта, где был Иосиф, и где им была построена пирамида Джосера первый зерновой склад-крепость было довольно много, и все они были представителями разных племён. Так, например, среди артефактов Авариса были найдены также предметы Минойской цивилизации.

Таким образом, вначале евреи вышли из Египта. Согласно книге Исхода, вышло их около 2 млн. и множество разноплемённых людей (Исх.12:38) с ними. До Исхода та часть Египта, где находились евреи (дельта Нила) претерпела большие бедствия (10 бед, описанных в книге Бытия, включая смерть всех первенцев). В погоне за евреями всё войско фараона, все колесницы египетские и сам фараон (Пс.135:15) были потоплены. Следовательно, после Исхода владения фараона остались без какой-либо защиты. Тогда оставшиеся в Египте рабы захватили власть в свои руки. И именно они продолжили историю гиксосов.

Что касется того, что они были прокажёнными, то здесь вряд ли говорилось о болезни, ведь они жили бок о бок с евреями, которые, несмотря на угнетение, быстро размножались, и позже в пустыне среди них не было больных (Втр.8:4). Очевидно, что имелась в виду не болезнь, а ранг, сословие рабов, или нечистых. Ведь у египтян все азиаты считались чернью, или нечистыми. Поскольку нечистыми назывались и больные проказой, здесь, очевидно, при переводе была допущена подмена слова нечистый на прокажённый. 

О дате конца правления этих азиатов Библия ответа не даёт. Если доверить исследованиям современных историков, тогда гиксосы-азиаты были изгнаны из Египта около 1552 г.до н.э., т.е. через 24 года после входа евреев в Палестину.

          

Краткий обзор истории древнего Египта

Согласно Библии и некоторых древних историков, в Египте в одно и то же время в разных частях страны правили несколько царей/фараонов. Даже Манефон, составивший династии царей, следующие одна за другой, обмолвился, что при гиксосах в Фивах правил другой фараон. Таким образом, нумерация династий Манефона может считаться условной. Исходя из этого, мы попробуем, весьма приблизительно, расположить манефоновские династии на временнОй шкале не последовательно, а параллельно друг другу.

Итак, семья Иакова вошла в Египет при правлении Джосера (III -я династия см. Дети Падших, гл. Третья династия. Официальная встреча Библии и Истории). IV, V и VI-я династии шли одна после другой. Они правили в дельте Нила. Последним правителем VI-ой династии была женщина, которую и Геродот, и Манефон назвали Нитокрис. Ею, возможно, была дочь фараона, которая, не имея наследника, усыновила младенца Моисея.

Параллельно III-ей и (может быть) IV-ой династий, из Мемфиса правила VII и VIII-ая династии. Они отличались своей нестабильностью, вероятно, потому, что в то время был 7-летний голод и власть была перетянута в северную часть страны. Возможно что они были подчинены правителю дельты. iX и X-я династии не упомянуты в Туринском каноне и Списке Абидоса вероятно потому, что они правили в это же время (из Гераклеополя). Евсевий Кессарийский писал, что дочь фараона (приёмная мать Моисея) была выдана замуж за фараона, владычевствовавшего по ту сторону Мемфиса, чем мог быть Гераклеополь. Тогда в Фивах в то же самое время  были другие правители. Это была XI династия Манефона. XII-я династия начала править после VIII-ой. XIII-ой династией были уже те гиксосы, которые остались после Исхода евреев из Египта.

Фараоном, при котором произошёл Исход, мог быть фараон XII династии Аменехмет IV, не оставивший после себя наследников. Сразу после него на престол взошла его сестра, которая процарствовала только около 4 лет. Видимо именно в то время гиксосы осознали свою силу и убили её и её сестру, взяв престол в свои руки. Далее, Хиан, правитель XV-ой династии (гиксосов), оказывается был современником фараона XIII-ой династии Собекхотепа IV, что означает, что XIV и XV-я династии существовали параллельно XIII-ой.

Это конечно, набросок. Но вероятность того, что фараоны правили приблизительно в таких интервалах, всё же есть.


Итак у нас имеются доводы, чтобы считать, что  евреи вышли из Египта в конце
XII-ой династии, в то время, когда уже началась линия вождей гиксосов, ошибочно получившая  у Манефона название XIII-ой династии. Согласно Библии, Исход из Египта произошёл в 1616 году до н.э.. По окончании XII-ой династии XIII-я, XIV-я и XV-я династии существовали параллельно друг другу.   

                   След. страница    Предыдущая    Содержание  К началу