стр.17  Религия кельтов

Предисловие
Отзывы

Содержание

с.2 Историки и  Библия.
Нефилимы.
Энмеркар.
Нин.
Семирамида.
Лугальбанда.
Думузид.

Первые итоги.

с.3-4
Шумеры и Греция

с.5
Хурриты, хетты. Угарит,
Ханаан, Финикия.

с.6-9
Боги Египта.

с.10-12
История 
Египта

с.13-14,21
Индия и 
Троянская
война.

с.15
Греция до
Троянской
войны.

с.16
Скандинавия

с.17
Кельты.

с.18
Славяне.
Скифы.

с.19
Америка

с.20-21
Оружие 
богов.

с.22
Зороастризм

с.23
Итоги

с.24
Хаммурапи.

с.25
Боги после смерти

с.26
Кем были боги

с.27
Голубая кровь

с.28
Их планы

Приложение:
генеалогии

Приложение:
Ме богов



Нуаду ( скандинавский Тюр) и спор о короне
Туиред-Фивы-Урук  
Дагда – скандинавский Тор  
«Ужасные» Фоморы
Луг  
4 гадких фомора  
Сыны Миля  
Три бога
 

Главные персонажи кельтских мифов принадлежат к  «Племенам богини Дану»,  или Туата де Дананн, легендарному народу,  который жил в Ирландии перед тем,  как туда приплыли сыновья Миля, предки современных ирландцев.  

До пришествия в Ирландию племён богини Дану (туатов) её населяли последовательно 4 племени. Первое (Кессар) прибыло туда до Потопа и погибло во время Потопа. Потом туда приехал Партолон со своими людьми. При нём произошла первая битва с чудовищными фоморами1 (водными нефилимами). Партолон со своими людьми погибли от неизвестной эпидемии.


1
«Фоморы» означает: «подводные».

Следующим ступил на остров Немед со своими людьми, прибывшими из «Страны мёртвых»  (согл.«Книге Бурой коровы»). Они также сражались с фоморами и побеждали их несколько раз. Однако опять странная эпидемия скосила многих из них, включая Немеда. Оказавшись без предводителя, потомки людей Немеда попали в рабство к фоморам и были вынуждены платить дань. Наконец, сыновья Немеда Старн и Иаборн решили покинуть Ирландию. Иаборн ушёл на «север мира». Вышедшие с ним позже стали называться племенем Туата де Дананн. Старн ушёл в Грецию, откуда его потомки вскоре вернулись в Ирландию как племя Фир Болг.

Мифологический цикл начинается с повествования о том, как  на острове, где жили Фир Болг, внезапно появились Туата де Дананн и потребовали отдать им земли Ирландии. Фир Болг не согласились, и завязалась битва, получившая название «Первая битва при Маг Туиред» (или при Мойтуре). Туаты были лучше вооружены, и Фир-Болг потерпели поражение. Так власть перешла к туатам, а Фир-Болг были сосланы в самую неплодородную и холодную часть Ирландии – Коннахт. 


Нуаду ( скандинавский Тюр) и спор о короне

Именно в этом сражении Нуаду, или скандинавский Тюр (Энмебарагеси-Даму-Нингижзида-Амфиарай),  лишился руки. И это обстоятельство для нас – ключ для понимания, с какого времени начинается повествование о племени богини Дану 1 (Нанайи-Эос).  Как было выяснено в предыдущей главе, Тюр-Нуаду мог потерять руку в Калидонской охоте 2 или в какой-то другой битве после неё, не отраженной или мало отражённой в греческих мифах. Возможно, что это была битва между калидонцами и куретами за обладание шкурой вепря, разгоревшаяся сразу после охоты. И охота и битва были начаты по воле Артемиды (Нанайи).

1 Как богиня Дану Нанайя не появляется в мифах. В основном она появляется как богиня-воительница Морриган. Как было показано ранее, Шерида-Нанайя считалась также богиней-воительницей.
2 Калидонской охотой была битва с внуком Бау (см. главу о Калидонской охоте).   

Поскольку у туатов было не принято, чтобы царь имел увечья, Нуаду решили переизбрать, и выбор пал на Бреса (Думузида, Адониса). Брес был очень красив, но, как оказалось, не был хорошим правителем. Когда туаты поняли, что ошиблись в выборе вождя, они предложили Бресу покинуть трон. Тогда Брес попросил дать ему отсрочку в 7 лет, и получил на это согласие. Брес решил покорить туатов и с этой целью обратился за помощью к фоморам. Через 7 лет произошла Вторая легендарная Битва  при Туиреде. В этот раз боги туаты сражались с чудовищами фоморами и Бресом. Туаты победили, а Брес был захвачен в плен, но потом отпущен. 

Во время битвы погиб однорукий Нуаду (Амфиарай, Ен-мебарагеси), и мы теперь знаем, что погиб он в первой битве под Фивами, или в битве под Уруком. Значит обсуждаемая Вторая битва при Туиреде была первой битвой под Фивами (Уруком).  Однако в легенде о Второй битве при Маг Туиред сказано, что  «разрушение Трои и битва при Маг Туиред случились в одно время» (http://www.aquavitae.narod.ru/bibliosaga.htm), когда между нападением Геракла на Трою («разрушением Трои») и первой битвой под Фивами (второй «битвой при Маг Туиред») прошло несколько лет. Если здесь противоречие? Нет, противоречия нет. Нельза забывать, что Вторая битва при Туиред продолжалась 7 лет, а значит включила в себя несколько греческих битв с первого похода на Фивы до первой битвы за Трою (нападение Геракла). 

Туиред-Фивы-Урук

Давайте вспомним немного о битвах под Уруком и Фивами. Вернее, об одной и той же битве при Туиреде, упомянутой также в мифах Шумер и Греции. Напомню, что ожидать полного совпадения всех деталей мы не можем по той причине, что изложение одного и того же события в разных странах ведётся от лиц из противоборствующих сторон, и потому одни и те же герои наделяются разными характеристиками в зависимости от предпочтений авторов.  


Итак, в Шумере Эн-мебарагеси (келт. Нуаду), который к тому времени уже был безрук, напал на Думузида (Бреса), был  побеждён (т.е. произошло укрепление власти Думузида) и отпущен (или сбежал) . В Греции это нападение не упоминается. В Ирландии Нуаду добровольно отдаёт власть Бресу, потому что без руки считался негодным к управлению. Зная характер нефилимов, оставим это объяснение для любителей сказок.  В данном случае шумерское объяснение о передаче власти выглядит гораздо более убедительным.

Позже Эн-мебарагеси напал на Урук опять, но в этот раз его натиск отразил Гильгамеш. Эн-мебарагеси был убит, и его голова лежала под ногами Гильгамеша1. В Греции Амфиарай-Эн-мебарагеси сражался против Креонта-Гильгамеша и был убит. Его тело исчезло. Эдипа (Думузида) не было тогда среди фиванцев, потому что он в то время «скитался, презираемый богами». Или, согласно драме Софокла «Эдип в Колоне», Эдип хотел остаться в Фивах, но был изгнан  Креонтом (Гильгамешем).  

В Ирландии Брес (Думузид) перешёл на сторону фоморов и был презираем богами, а Нуаду (Эн-мебарагеси) был убит. Однако сражался Нуаду на стороне Гильгамеша (келт.Дагды) против фоморов, т.е. Нуаду принадлежал к туатам, которые выиграли сражение. Если принять данное утверждение как верное, тогда нужно согласиться, что Нуаду-Нингижзида сам отдал власть Бресу-Думузиду, потому что стал «неполноценным».

1 «A praise poem of Šulgi» (Šulgi O).

Скорее всего, автор кельтского мифа оставил Нингижзиду-Нуаду среди туатов по той же причине, по которой скандинавский Нигижзида-Тюр был оставлен среди асов (богов). А именно: потому что Тюр-Нуаду (Нингижзида) пришёл туда гораздо раньше остальных богов и к тому времени успел установить свой культ. Уже популярный бог должен был быть оставленным среди богов, как гарант их популярности. Поэтому они, формально приняв его в свой круг,  постарались избавиться от него в первую очередь. В шумерском и греческом мифах даже тела его не сохранилось для захоронения и почитания его останков. 

Согласно «Анналам королевства Ирландии» http://www.aquavitae.narod.ru/irelandbiblio/annals.htm, имя последнего царя Фир-Болг и имя отца Нуаду – одно и тоже (Эохайд), правят они оба до Первой битвы, которая состоялась сразу по прибытии туатов. Эти обстоятельства подтверждают догадку, что Нуаду –Нингижзида только числился туатом в их сказках для их собственного удобства, на самом же деле он принадлежал к противоположному лагерю.

В своей книге об истории галлов «De Bello Gallico» Цезарь рассказывает, что галлы считали себя потомками Отца Диса, или Плутона, бога подземного мира. Кельты также верили, что люди произошли от бога смерти и впервые появились на земле из Страны Смерти. Следовательно, бог загробного мира Нингижзида-Нуаду был первым популярным богом в северных странах.

 

Дагда – скандинавский Тор

Богатырь Дагда  построил стены крепости для Бреса. Как Гильгамеш он строил стены Урука (Фив) - города Думузида (Бреса). Как  Геракл он строил стены Трои (Фив).  Дагда умер «от отравленной раны, которую Кетленн нанес ему в первой битве при Маг Туиред» (согласно «Анналам», смерть произошла через 147 лет после ранения). Как Геракл он умер от одежды, смоченнной в отравленной крови кентавра Несса, через значительное время после того, как он убил его стрелой, смоченной в яде лернейской гидры.  

Дагда (Геракл-Гильгамеш) обладал волшебным котлом, который ранее принадлежал кузнецу Гефесту. В греческих мифах среди священных предметов котёл не упоминается. Однако треногие котлы назывались треножниками 1 , а треножник  был священным предметом, который выковал бог-кузнец Гефест. Известно, что когда-то Аполлон (Мемнон - после Нинурты) с Гераклом (Гильгамешем) поспорили из-за треножника, и треножник достался Гераклу (Гильгамешу) 2. Так, у Дагды (Гильгамеша) оказался котёл, который, конечно, не был волшебным. Просто был большим и красивым. Тогда же, после убийства  Гефеста, Дагда-Тор (Гильгамеш) получил свой молот.

1 Например: Гомер.Одиссея VIII,434-435.
2 Гефест выковал несколько треножников, и мы не знаем, сколько из них было треногими котлами, и сколько треногими стульями. На одном треножнике-стуле  восседала пророчица пифия в дельфийском храме Аполлона.

                       apollon_gerak lsm.jpg (43191 bytes) heracle with trenojnik.jpg (19643 bytes)

На илл.: Геракл, убегающий с треножником. Амфора 500 г.до н.э,Эрмитаж.

Брес (Думузид, Бальдр, Эдип) сражался во Второй битве при Туиреде, однако после битвы он исчезает из мифов. Поэтому можно предположить, что Брес погиб вскоре после битвы.

По «Анналам королевства Ирландии», которые, кстати, очень напоминают щумерский «Список царей», вначале правил Нуаду (Эн-мебарагеси), потом Брес (Думузид), потом, после восстановления руки опять Нуаду, потом Луг и только потом Дагда (Гильгамеш). В шумерском Списке после Думузида сразу указан Гильгамеш. Впрочем, как мы уже могли убедиться, правители, указанные в Списке в хронологическом порядке один за другим, на самом деле правили одновременно. И Эн-мебарагеси, который якобы правил за 2,5 тысячи лет до Гильгамеша, оказывается был убит Гильгамешем 1. Поэтому в шумерском Списке  Луг мог скрываться под именем какого-либо правителя г.Ура, Лагаша или др.города.

1Как в «Списке», так и в «Анналах», прослеживается одна и та же тенденция «растяжения» времени, которая становится очевидной с первой же строки: «От сотворения мира до этого года, года Потопа, 2242 года» , когда согласно Библии, от сотворения до Потопа 1656 лет. Следует сказать, что добавление 586 лет было только началом очень многих добавлений в «Анналах».

«Ужасные» Фоморы

Во время правления Бреса фоморы обложили туатов данью. Однако позже говорится о том, что Брес идёт за помощью к фоморам, и те планируют обложить туатов данью. В то же самое время Луг призывает туатов не возвращаться к рабству и дани. Это значит, что дань перестала выплачиваться до Второй битвы, и о том, что послужило тому, в кельском мифе умалчивается. Однако в греческом мифе есть небольшое уточнение по этому поводу. Там, естественно, речь идёт не о туатах, а о их городе - о Фивах.  

Однажды фиванцы случайно убили Климена, царя Орхомена (Беотия), и его сыновья под руководством Эргина начали войну против Фив. Фиванцы запросили пощады, и был заключён мир, ценой которому стала ежегодная дань в 100 быков, которую фиванцы должны были выплачивать в течение 20 лет.  Когда Геракл (Гильгамеш-Дагда) прибыл в Фивы, он нанёс орхоменцам поражение и заставил их отказаться от дани1.

1 Павсаний. IX 37, 1.

Получается, что туаты-асы-боги были на стороне Фив (Урука, Трои), а чудовищные фоморы не были на самом деле такими уж чудовищными, а были теми же  ванами-полубогами и героями, которые сражались на стороне Аргоса (Киша, Греции). Как всегда в мифах сработал тот же принцип очернения противников.

Фоморы изображались с головами животных, с рогами, одноглазыми, однорукими и одноногими, свирепыми и безобразными. Например, мать Кихола   Лот, описывалась с огромными губами, свисающими на грудь и с  четырьмя глазами на спине. 


Илл.:Фоморы.Джон Дункан, 1912 год

Однако, как и туаты, фоморы тоже обладали  волшебным оружием. Например, их королю Тетре принадлежал меч, который при его обтирании начинал рассказывать обо всех совершенных с ним подвигах. Красавец туат Луг был внуком вождя фоморов Балора,  а красавец Брес - сыном короля фоморов Элаты.  Между туатами и фоморами часто возникали родственные связи. Значит описание уродливости фоморов слишком преувеличено. Возможно, что фоморы, которые воевали с первыми поселенцами, были уродливы. Но среди тех, которые противостали туатам, многие были из их же братии, обернувшиеся против прежних друзей. 

Фоморами-аргосцами преводительствовала богиня по имени Домну, кем, без сомнений, была Инанна- Афина. Царь фоморов Индех был её сыном. Кроме Мелькарта-Геракла Афина особенно покровительствовала Тидею и его сыну Диомеду. Возможно, что Тидей был её сыном от Ареса1-Забабы, а сама она скрывалась под именем Перибеи – дочери Гиппоноя-Думузида. Родственные связи между богами, как отмечалось ранее, очень часто были символичны. У кельтов, например, Диан Кехт назывался братом Луга, и в то же время он являлся отцом Киана и дедом Луга. Подобные противоречия есть в родословных всех мифологий.

Индех (Тидей) был убит во втором сражении при Маг Туиред воинственным туатом Огмой. Они пронзили друг друга копьями и вместе пали замертво. В Греции Тидей сражался с сыном Приама Меланиппом, и они также убили друг друга. Тогда Огмой мог быть Меланипп. Однако после битвы Огма вдруг появился в мифе опять. На этот раз он с Дагдой и Лугом отправился на поиски арфы Дагды, украденной фоморами. Что же произошло? Произошло то, что кто-то из богов получил МЕ Огмы и стал Огмой 2-ым.  В мифе «О Луге Длинноруком» 2 рассказывается о том, что Огма во время битвы завладел мечом короля фоморов Тетры. Очевидно, что Тетрой был погибший в битве за Трою Нинурта-Геракл. Его МЕ Аполлона получил Мемнон3, который и стал Огмой 2-ым.

Перед битвой фоморы послали к туатам в качестве разведчика сына Бреса (Думузида) - Руадана. Перед битвой аргосцы послали к фиванцам сына Эдипа (Думузида) - Полиника. Полиник борется со своим братом Этеоклом, и они оба погибают. Руадан борется с кузнецом Гоибниу (кто он- неизвестно), и они наносят друг другу смертельные раны. Руадан (Полиник) погибает, а Гоибниу прыгает в источник здоровья и исцеляется (т.е. заменяется кем-то).

1 Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 35, 1
2 Ирландские мифы и легенды. Великая битва при Маг Туиред - http://ml.volny.edu/index.html)
3 Мемнон был сыном Эос (Нанайи) и Титона (Уту,Персея).


Луг

Блестательный Луг (или Лаф Длиннорукий) появляется в мифах перед Второй битвой. Он убивает всех сборщиков налогов от фоморов, оставляя в живых только девять. Интересная цифра, если учесть, что именно с похода девяти (7 героев +Адраст и Полиник) против Фив начинается Вторая битва.

Луг назывался длинноруким, как Уту1. История рождения Луга очень напоминает историю Персея (Уту). Судите сами.

Сначала кельтский вариант истории. Балор узнал из пророчества, что ему суждено пасть от руки сына его дочери Этлин. Боясь рока, король фоморов запер её в высокой башне на скалистом мысу Тор-Мор, что на острове Тори. Однако Киан переоделся в женское платье и, представившись нянькой, потерпевшей кораблекрушение, проник к Этлин. Через положенный срок принцесса разрешилась от бремени тремя сыновьями. Балор пришёл в ярость, узнав о рождении внуков, и велел немедленно их утопить в море. Слуга завернул малюток в полотно, но по дороге булавка раскололась, и один из младенцев, Луг, выпал. Волшебница Бирог спасла мальчика и принесла его в дом Киана, а отец передал сына на воспитание брату-кузнецу.

Теперь греческая версия. Царь Аргоса Акрисий, узнал от оракула, что ему суждено погибнуть от руки сына его дочери Данаи. Желая избежать рока, Акрисий заключил свою дочь Данаю в медную башню, но полюбивший её громовержец Зевс проник к ней в виде золотого дождя. После этого визита Даная родила Персея. Испуганный Акрисий поместил дочь и внука в ящик и приказал крепко заколотить его, а потом бросить в море. Даная и Персей спаслись, когда их ящик прибило волнами к острову, и Персей сначала воспитывался в доме рыбака.
Такая идентичность историй несомненно наводит на мысль, что Луг и Персей-Уту – одна персона.

В битве Луг убивает своего деда Балора, бросив в него камень из пращи. Дед Персея (Уту) Акрисий (Энки) был убит выпущенным Персеем диском. Поэтому ужасающий Балор, чьё веко поднимали 4 воина, и взгляд которого  был смертельным, был уже хорошо знакомым нам Энки. Так, благодаря кельскому мифу, стало известно, что Энки (Посейдон) был убит в одной из битв между первой битвой за Фивы и первой битвой за Трою. 

Миф говорит, что Луг убил любовника своей жены сына Дагды Кермата.  А позже сын Кермата,  Мак Куил, в отместку за смерть отца убил Луга. В греческом мифе Луг-Персей убил любовника своей жены 2 Прета.  А позже сын  Прета, Мегапенф, убил Персея3.-

1 В «A šir-namšub to Ninurta» даётся совет молиться Нанше, чтобы она, как Уту, распростёрла над человеком свои охраняющие руки.  
2 Нингал была его матерью и женой.
3 Овидий. Метаморфозы V.2 36-241; Гигин. Мифы 63 и 244.


4 гадких фомора

После изгнания фоморов, как повествуют мифы 1, из всего их воинства остались в Ирландии только четыре мужа, которые бродили по стране и портили зерно, молоко, и дары садов и моря, пока в ночь Самайна их не прогнали с ирландской земли Морриган (Нанайя) и Энгус Ог сын Дагды (Гильгамеша). С тех пор фоморам было строго-настрого запрещено ступать на ирландский берег.

Окончательный разгром фоморов-аргосцев, как мы видели, состоялся  после завоевания Гераклом Трои и сдачи Фив. Из героев-эпигонов, кроме сына Амфиарая Алкмеона, который сошёл с ума, остались в живых после второго похода на Фивы 4 героя: Диомед ,Сфенел, Ферсандр и Евриал. Они разграбили Фивы. Не вызвает сомнений, что они и были теми мужами, вредящими Фивам/Ирландии. 

1Ирландские мифы и легенды.  О Луге Длинноруком. Великая битва при Маг Туиред - http://ml.volny.edu/index.html.

Сыны Миля

Затем, после долгого правления туатов, на берег Ирландии высадились сыны Миля. Они победили туатов, и те, по совету великого и могущественного Мананнана Мак Лира (Гермеса, позже - Сераписа),  набросили на себя покров невидимости.  С тех пор существует две Ирландии: земная и невидимая. Туаты стали обитать в холмах и долинах Ирландии, сам же Мананнан основался за морем в стране вечной юности Эмайн Аблах.

Борьба туатов с сынами Миля, конечно, была Троянской войной, в которой туаты-троянцы проиграли и большинство из них либо погибло, либо навсегда утеряло статус богов. Туаты стали «невидимыми», потому что их просто не стало. Они не продолжали жить в холмах, а были там похоронены. Мананнан-Гермес-Тот пережил войну, и именно после войны стал особо там популярным.

После Троянской войны в Ирландии появились боги лагеря Инанны-Исиды-Мелькарта. О них уже у нас недостаточно сведений, чтобы делать какие-либо заключения.

Три бога

Римский поэт I в. н. э. Лукан в своей поэме «Фарсалия» («Bellum civile sive Pharsalia») говорит о трех кельтских богах: «...Успокаивают ужасной кровью свирепого Тевтатеса и страшного Езуса в его диких святилищах и Тараниса на алтарях не менее кровавых, чем алтари Дианы скифской». Комментаторы средних веков сообщили о различных способах человеческих жертвоприношений, приносившихся каждому из этих богов. Человека, приносимого в жертву Тевтатесу, топили в бочке, жертв Езусу вешали на дереве, Таранису – сжигали в деревянном чане.

Тевтатеса отождествляли с Аресом-Марсом, кем после смерти Ареса2-Гектора стал, вероятно, Неоптолем (Гор).

На илл.: Сцена жертвоприношения Тевтатесу изображена на одной из пластин котелка из Гундеструпа: очень высокая фигура (бог или жрец) окунает людей вниз головой в котел (фото- Malene Thyssen,Wikipedia).

Езуса отождествляли с Одином (Гермесом). Тараниса - с Юпитером-Зевсом (Мелькартом). Колесо в руках Тараниса символизирует Солнечный диск, который достался Мелькарту после победы над Энеем (Зевсом 2-ым).  

Согласно «Истории бриттов» Гальфрида Монмутского,  другой выходец из Трои – Брут, завовевал остров Британию, очистив его от гигантов. После смерти Брута его владения были распределены между тремя его сыновьями: первый взял себе Англию, второй   Уэльс,  а третий   Шотландию.

Таким образом, никакой битвы туатов и форомов в Ирландии, а также битвы асов и ванов в Скандинавии просто не было. Судя по отсутствию военных артефактов, этой битвы также не было и в Шумере (Уруке). Скорее всего, она произошла в Индии (о чём в гл. Улики и дальнейшая судьба священного оружия), и уже оттуда была продублирована в другие части света и облечена в колорит местных сказаний.   

 

                                                       

             При цитировании указание источника обязательно.