стр.22  Новый Зевс и зороастризм (маздаясна, огнепоклонство).

Предисловие
Отзывы

Содержание

с.2 Историки и  Библия.
Нефилимы.
Энмеркар.
Нин.
Семирамида.
Лугальбанда.
Думузид.

Первые итоги.

с.3-4
Шумеры и Греция

с.5
Хурриты, хетты. Угарит,
Ханаан, Финикия.

с.6-9
Боги Египта.

с.10-12
История 
Египта

с.13-14,21
Индия и 
Троянская
война.

с.15
Греция до
Троянской
войны.

с.16
Скандинавия

с.17
Кельты.

с.18
Славяне.
Скифы.

с.19
Америка

с.20-21
Оружие 
богов.

с.22
Зороастризм

с.23
Итоги

с.24
Хаммурапи.

с.25
Боги после смерти

с.26
Кем были боги

с.27
Голубая кровь

с.28
Их планы

Приложение:
генеалогии

Приложение:
Ме богов

 

http://avesta.isatr.org/zoroastr.htm
http://blagoverie.org/avesta/index.phtml

Религия древнего Ирана претерпела радикальные изменения: от поклонения многим богам к практически единобожию.

Древне-иранский пантеон богов во многом был похож на индуистский пантеон. Там были те же  Индра, Варуна, Агни, Митра и др. ведические боги, был также божественный алкогольный напиток сома (авест. хаома). Божества также делились на две группы: божествами одной группы были дайвы (древнеинд. дэвы), а другой — асуры (древнеинд. асуры). И по началу, как  и  в Индии, дэвы были главными богами, а асуры – злыми демонами. Но позже всё стало наоборот: в Иране, Кавказе, Малой и Средней Азии, Западной Сибири и в др.местах дэвы стали считаться злыми демонами, а асуры- богами.

 Пророком Заратуштрой (Заратустрой,Зороастром) Ахура-Мазда был объявлен верховным богом и творцом всего сущего. Он и его 6 благих достоинств (семеро бессмертных Амеша Спента), которые вначале были его сторонниками, а потом - просто персонификациями его качеств1, стали асурами. 

Почти все остальные боги, включая Индру, стали злыми демонами-дэвами. Только некоторые из бывших ведийских богов, такие как Митра и Варуна, остались богами, но для них был придуман новый термин язата, что означает “тот, кого следует почитать, кому следует приносить жертвы”.

Поскольку Ахура Мазда появился вместе с ведическими  богами, это значит, что какое-то время он находился вместе с ними, но под другим именем 2. Потом, добившись власти, он пришёл под именем верховного бога и поменял своё окружение, оставив около себя только нескольких угодных ему богов. Поэтому история бога, который позже назвался Ахурой Маздой, началась ещё до того, как он стал верховным. Итак, кто же был им?

1 Многие боги к тому времени начали терять индивидуальность (т.е. умерли) и стали либо обозначать явления природы: воду, огонь, луну, солнце и пр., либо некую абстракцию, символизирующую тот или иной аспект абсолютного Добра или Зла.
2 Малая Авеста называет 101 имя Ахуры Мазды http://blagoverie.org/avesta/horde/101.phtml.

Ахура Мазда (или Ормазд)пришёл после ведических богов, т.е. он не был богом первого поколения. Он был верховным богом, который изображался на крылатом диске (на илл. ниже). На этом диске верховным богом 2-го поколения мог быть либо Сет (Приам), либо Зевс (Эней), и верховным богом 3-го поколения мог быть только Зевс (Мелькарт)1.

                        

Врагами Ахуры Мазды были дэвы, среди которых был также Индра. Индрой, как помните, были Нимрод (и иногда -Нинурта). Ко времени, когда Приам (Эней) получил Диск 2, Нимрод (и Нинурта) был уже мертв, и Индрой стал Парис (как Дионис после Нимрода), принадлежавший к лагерю Приама. Поэтому Приам и Эней не могли быть Ахурой, который был против Индры-Париса.

Следовательно, Ахурой был никто иной, но Мелькарт. А плохим Индрой был Парис. Главным врагом Ахуры был демон Ахриман, который постоянно вредил Ахуре Мазде. Им, возможно, был Эней, который по началу был грозным богом времени Зерваном (Зурваном), или Кроном-Сатурном 3.  Здесь отражена история борьбы Ахуры-Мелькарта до того как он стал верховным богом Маздой. Позже Ахриман и его войско дэвов были  побеждены. Рассказ об этом повержении дэвов в “Младшей Авесте” гласит: “Заратуштра загнал под землю всех дэвов, которые ранее ходили по земле в человеческом облике” 4. Теперь их место — под землёй, в горах и пещерах и на севере, где живут кочевники — почитатели дэвов. Т.е. все неугодные Мелькарту были уничтожены после Троянской войны.

1 Ахура Мазду греки обычно называли Зевсом - Геродот. История I 131. Зевсами были Энлил, Эней и Мелькарт.
2 Это случилось после похода Геракла на Трою.
3
Кем он стал после Троянской войны.
4 Прослеживается тот же мотив, что и в кельтской мифологии, где все Туата Де Дананн и фоморы также оказались в холмах и пещерах.

К слову, о дэвах. Среди них особо заслуживает внимания Бушьяста (дэв женского пола). По утрам, когда поёт петух, обнимая человека своими длинными руками, она нагоняла на него сон и отвлекала его от полезной деятельности. Бушьяста- бывшая богиня утренней зари Эос, имела эпитет “долгорукая”, как у её мужа Уту- долгорукого Луга.

Главным земным помощником Ахуры-Мазды был Митра, в функцию которого первоначально входило посредничество между миром богов и человечеством. Позже он превратился в божество договора, а также стал богом солнца и покровителем воинов. О Митре в Яште 10.1 сказано, что Ахура создал Митру достойным такого же почитания и восхваления, как и сам Ахура Мазда.

Митрой с самого начала был брат Мелькарта по матери Инанне Шара - сын Афины/Секхмет и Гефеста/Пта – Эрихтоний/Нефертум. Будучи Эрихтонием, он изображался либо обвитым змеем, либо в облике змея1. Будучи Нефертумом, он часто изображался во львином облике. Как Митра он изображался во львином облике, обвитым змеем. После Троянской войны Шара получил МЕ Мемнона и стал Аполлоном – богом солнца.  Древнегреческие историки отождествляли Митру с Аполлоном 2.


На ил.: Митра во львином облике, обвитый змеем. Franz Cumont. Mysteries of Mythra, 1896 г.

Следующим Аполлоном, который победил Пифона-Сета второго (Гелена), был Мандулис – сын Мелькарта. Тогда он изменил облик: как главный сподвижник Мазды он уже стал изображаться в облике юноши, обвитом змеем.

                           

После Мандулиса Митрой и Аполлоном стал сын Мандулиса – фараон Ранеб-Апис/Серапис. В надписи из Ксанфа Аполлон был назван xšaθrapati (Митрой), а также Сераписом 3. С Сераписом Митру сравнивали многие историки древности 4.

1 Павсаний. Описание Эллады I 24, 7.
2
Псевдо-Клементины 6.10; de Jong 1997, p.286; Бойс 2003, с.127.
3 Jong, Albert de. Traditions of the Magi: Zoroastrianism in Greek and Latin literature. Leiden etc. Brill, 1997,р.33.
4
А. Д. Х. Бивар. Митра и Серапис // Вестник древней истории № 3, 1991

Серапис (Ранеб) получил МЕ Мандулиса (Мневиса) и стал следующим Митрой. Почитание Сераписа было почти повсеместным. Его отождествляли даже с Зевсом. Выход на передний план в зороастризме культа Митры как земного представителя Ахуры Мазды может говорить о том, что Серапис стал не только Митрой, но и самим Заратустрой и позже, после смерти Мелькарта,  стал самим Ахурой Маздой (Зевсом).  Ранеб-Серапис-Митра правил в Египте с 2051 г.до н.э.. Как Заратуштра ( и как мексиканский Кетсалькоатль) он узаконил бескровные жертвы.

                    serapis_22113_sm.gif (30100 bytes)
На илл.слева : Серапис с лучами солнца (диск, Британский музей.Лондон. II в. ); справа: Серапис изображён  обвитым змеем, как Митра первый, и с такими же лучами (илл. из книги Thomas Bulfinch, The Age of Fable. Philadelphia: Henry altemus Company, 1897)  

Третьей по важности среди богов была Ардвисура Анахита - богиня воды, влаги, плодородия, медицины и мудрости. Она  воспринималась в качестве дочери Ахура-Мазды. Ею, однако, была его жена – Исида, ставшая к тому времени богиней влаги, плодородия и медицины после Бау- Тефнут-Деметры, богиней войны и защиты - после Инанны-Менхит-Афины, и богиней воды и мудрости - после Нисабы-Фетиды.

Язатом Веретрагной богом победы, обладателем постоянного эпитета “Созданный Ахурами”, возможно, стал Гор-Неоптолем, унаследовавший МЕ Ареса (Гектора). У Веретрагны был эпитет похожий на эпитет Индры : «убивший Вритру». Вритрой, вероятно, уже был назван Приам, которого убил Неоптолем.

В надписях Антиоха I Коммагенского (62 год до н. э.) Оромазд (Ахура-Мазда) сравнивается с Зевсом; Митра с Аполлоном; Артагн (Веретрагна) с Аресом 1.

Высокое положение занимал  сын Ахура-Мазды Атар - божество, олицетворяющее огонь. Им был сын Зевса 3-го (Мелькарта) и Геры 2 (Исиды) Мандулис, которому после смерти Гильгамеша-Тора-Геракла  было передано МЕ бога огня Гефеста (молот).  После смерти Шары-Аполлона- Феба Мандулис стал и Аполлоном, и Гефестом, поэтому культ Митры, как бога света, включил в себя и поклонение огню.
 

Ведическим богом мировых вод Варуной вместо Энки стал Гелен. Когда Мандулис (Гор Бехдетский) убил Сета (Гелена), Язатом Варуной, или новым Посейдоном, стал сам Мандулис, получивший после убийства Гелена-Сета-Шивы Ме Энки (трезубец). После смерти Шары-Митры Мандулис стал и Митрой и Варуной одновременно, потому во многих ведических гимнах Митра с Варуной неотделимы.

Луной после Троянской войны стала Артемида-Персефона – Елена, дочь Мелькарта (Зевса 3-го). 


1
Albert de Jong. Traditions of the Magi: Zoroastrianism in Greek and Latin literature. Leiden etc. Brill, 1997,р.32; Ван-дер-Варден 1991, с.176, 198.
2 Цицерон. О природе богов III 55.



Учения зороастризма

От поклонников зороастризма можно услышать о том, что в зороастризме, так же как в иудаизме и христианской религии, есть учения о воскрешении мёртвых, о рае и аде, о всеобщем Последнем Суде и вечной жизни воссоединившихся душ и тел. Многие даже считают, что христианство переняло данные учения из зороастризма. Давайте посмотрим, учил ли  этому Заратуштра-Митра (ведь именно он первым из богов, будучи фараоном Ранебом, узнал о Боге Библии, когда Авраам с Сарой вошли в Египет во время его правления). Для этой цели нам нужно обратиться к священной книге зороастризма «Авесте».

 «Авеста» не представляет собой единого целого. Древнейший слой Авесты, яшты, это — народный эпос. Следующий - гаты - оды, приписываются творчеству Заратуштры. Остальные части — позднейшие писания жрецов. Кроме того, в каждой книге имеются различные по времени и месту возникновения напластования. Наиболее древний известный науке список Авесты датируется только XIII в. н. э.

Поскольку стиль Авесты очень напоминает стиль Риг-веды, и древний язык напоминает санкскрит, тексты на древнем языке обычно датируют от 1200 до 800 г.до н.э.1

 Следовательно, хотя в зороастризме действительно есть указания на Суд и вечную жизнь, не имеется абсолютно никаких доказательств, что данные понятия были в зороастрийских книгах до того, как были написаны первые книги Библии. С  другой стороны, книга Иова, имеющая размышления о Суде, воскрешении, аде и рае, была написана ещё до Пятикнижия Моисея (т.е. до 1600-х гг до н.э.), и отрывки из неё были найдены среди кумранских свитков, датируемых от 250 года до н. э. до 68 года н. э.. Сам же Иов жил либо во время Авраама, либо даже до него, поскольку жил дольше Авраама (Авраам – 175 лет, Иов – возможно более 190 (Иов 42:16)); во времена Иова ещё не было левитов-священников (Иов 42:8), и друг Иова относился к племени феманитян (2:11), которые просуществовали недолго после Потопа (позже упомянуты только в 1Пар.1:48). Таким образом, зороастризм был установлен приблизительно во II-ом тыс.до н.э. богом Митрой/Сераписом/фараоном Ранебом. Однако идеи о Суде и воскрешении мёртвых в зороастризме, скорее всего, появились после того, как эти идеи стали популярными среди иудеев. Вероятно тогда, когда в VII в.до н.э. 70 лет евреи были в вавилонском рабстве. 

1 J. Kellens. AVESTA the holy book of the Zoroastrians. http://www.iranicaonline.org/articles/avesta-holy-book

 

                                                       

             При цитировании указание источника обязательно.