стр.3

Древние и многоликие

Предисловие
Отзывы

Содержание

с.2 Историки и  Библия.
Нефилимы.
Энмеркар.
Нин.
Семирамида.
Лугальбанда.
Думузид.

Первые итоги.

с.3-4
Шумеры и Греция

с.5
Хурриты, хетты. Угарит,
Ханаан, Финикия.

с.6-9
Боги Египта.

с.10-12
История 
Египта

с.13-14,21
Индия и 
Троянская
война.

с.15
Греция до
Троянской
войны.

с.16
Скандинавия

с.17
Кельты.

с.18
Славяне.
Скифы.

с.19
Америка

с.20-21
Оружие 
богов.

с.22
Зороастризм

с.23
Итоги

с.24
Хаммурапи.

с.25
Боги после смерти

с.26
Кем были боги

с.27
Голубая кровь

с.28
Их планы

Приложение:
генеалогии

Приложение:
Ме богов

 

Первое знакомство с богами. Шумеры
По следам богов. Священные МЕ
Как всё началось в Шумере
Кем боги были в Греции  
Нингикуга/Деметра – мать Нингал/ Персефоны 
Нинурта-Геракл и Аполлон
Забаба –Арес (Марс)  
Энмеркар-Нимрод и старая женщина
Две  богини любви

Боги хотели, чтобы грядущие поколения людей думали, что их было очень много, и они жили на Земле сотни тысяч лет, благополучно пережив несколько всемирных потопов. В мифах часто говорится о жизни богов до Потопа, но редко указывается Потоп. Тем самым их житиё могло быть растянуто на многие сотни лет (что особенно практиковалось в греческой и индийской мифологии). 

 Кроме того, боги имели множество имён. В Греции на каждом острове один и тот же «небожитель» имел разные имена. В Шумерах Мардук был рекордсменом по именам (50 имён, согласно «Энума Элиш»); в Индии Вишну имел 1000 имён1 ; египетская  Исида называлась «многоимённой», "тысячеименной", и даже "той, у которой десять тысяч имен" 2;  персидский «Хормазд-яшт» перечисляет 72 имени Ахура Мазды; в скандинавских  “Речах Гримнира” утверждается, что Один имел не менее сорока четырех имён и тд.

1 Махабхарата XIII 149
2   Фрезер Д. Золотая ветвь.Исследование магии и религии, ХLI.

 Боги очень любили путешествовать. Легенды говорят о том, что шумерские Энлил, Инанна с Энмеркаром, Нинурта и др. были в разных концах света, греческий Дионис со многими героями отправлялся с походами в Индию, египетская Исида приезжала в финикийский город Библ, скандинавский Один часто путешествовал по всему миру и т.д.. Конечно, они путешествовали в те земли не в качестве туристов, но как боги. И в тех странах они также стали богами, но, естественно, под другими именами.

 
По следам богов. Священные МЕ
.

 Пережившие Потоп нефилимы стали богами и чувствовали себя вне всякой конкуренции. Однако, получив власть, они тут же вцепились в горло друг другу, каждый добиваясь главенства среди своих собратьев. В мифах всех стран боги всегда воюют друг с другом за власть: дети - против родителей, брат - против брата, сестра - против сестры. И, хотя в шумерских легендах борьба между богами описана только в «Энума Элиш», где Мардук победил драконшу Тиамат и поддерживавших её богов, боги очень часто либо угрожали друг другу, либо старательно пытались избежать конфликта с более властным богом. Ведь боги-нефилимы были смертными.

 Замена мёртвого бога живым, носящим имя и исполняющим обязанности почившего бога, было традицией в мифологиях всех древних культур. Так, например, в греческой мифологии насчитывалось, как минимум, 3 Зевса, 3 Ареса, 4 Гефеста, 4 Аполлона, 5 Гермесов и тд. (Цицерон. О природе богов III). Иногда персоналии богов разительно менялись, но имя всё же оставалось. Это особенно заметно на примере греческой богини Артемиды, изображавшейся как многогрудая богиня мать и как дева охотница, и персидского Митры, изображавшегося обвитым змеем львиноголовым существом и как обычный юноша.

Втечение времени к деяниям бога добавлялись деяния других его персоналий, менялись родители и окружение, накладываясь и смешиваясь друг с другом. К тому же, один нефилим мог быть сразу несколькими богами. Иногда боги сами «выбирали себе родителей». Так, дочь Сина Инанна в одном мифе могла называть себя дочерью Энки, в другом – дочерью Энлила (и вообще, судя по мифам, она не особо уважала своего родного отца,
предпочитая называться дочерью верховного бога). Нанайя зачастую представлялась как дочь своих сыновей. Некоторые боги были очень активны в одной стране и были весьма
скромны и невидимы в другой. Поэтому  деяния нефилимов мы сможем проследить только до 4-5-го, отчасти - до 6-го, поколения.

 Многие могут заметить сходство мифологий различных регионов мира. Мифы о создании мира обычно центрируются вокруг очень похожего сюжета. Сначала хаос, потом из моря появилось что-то рептоидное, которое дало жизнь различным гигантским монстрам, потом появились боги, потом боги вели войну с монстрами, потом появились люди, и боги стали рождать от них детей – героев. Потом боги и герои продолжили войну против чудовищ.  Не только сюжеты, но и «божественные» персонажи в разных мифологиях обычно очень похожи друг на друга. Не потому ли, что они были одними и теми же богами-нефилимами, пережившими Потоп, а также самими создателями своих мифов?

 Зная натуру послепотопных богов, попытаемся восстановить некоторую картину того, что действительно произошло после Потопа. Главным путеводителем по мифологиям различных древних стран для нас будут священные МЕ 1 богов. МЕ были какими-то материальными предметами, которые давали право нефилимам быть богами. Поскольку боги не допускали в свой круг посторонних до тех пор, пока среди них действительно не находилась  достойная замена погибшему богу, эти МЕ переходили из рук в руки внутри сообщества ануннаков. И это обстоятельство намного облегчает наш поиск.

Итак, з
накомство с богами мы начнём с Шумер.

1О МЕ нам в основном известно из мифа «Энки и мировой порядок», где рассказывается о том, что Энки раздал всем богам МЕ (право), но Инанна не получила ничего. Она была очень недовольна, и в гневе она перечислила, что Аруру (Нинхурсаг) получила МЕ принимать роды, Нининсина – МЕ на драгоценные камни и украшения; Нинмуг – МЕ создавать диадемы для царей и работать по металлу; Нисаба – МЕ устанавливать границы и быть писарем; Нанше – МЕ инспектировать море и пр., а она, мол, ничего не получила. Позже, правда, хитростью она заполучила все МЕ, которые ещё имел Энки (миф «Инанна и Энки»).

Первое знакомство с богами. Шумеры.

На этом межевом камне (кудурру) Мелишипака (XII в. до н.э., Париж, Лувр) приведены символы наиболее важных богов Шумер. Самых главных из них было семь.

 

Верховным был бог неба  Ан (или Ану, который очень быстро отошёл на задний план); он представлен короной со многими рогами (обычно с 7-ью).  После него верховным богом стал бог ветра – Энлил (или Нунамнир); он представлен такой же короной.

Остальные главные боги:  

бог вод Энки (или Эа, Нудиммуд), его символ - голова барана, козлорыба или козерог, черепаха;
иногда его символ- такой же, как у Ана и Энлила; Энки изображался с потоками вод, стекающих с его плеч;

 

 

 

богиня земли и рождения Нинхурсаг (Ки, Ураш, Дамкина, Аруру, Нинмах, Нинтуд, Нинтур и т.д.), которая была женой всех троих и матерью Энлила; она представлена символом матки (омега) и ножём;
сын Энлила - бог луны Нанна (или Син, Суэн) представлен полумесяцем;
и внуки Энлила:
бог солнца Уту (или Шамаш), представлен диском со звездой с исходящими от неё лучами; изображался с длинным ножём;

и богиня любви и войны Инанна (или Иштар) представлена звездой; изображалась с крыльями и без них, с оружием за её плечами или голой, часто со львом.

Далее, бог смерти Нергал – родной брат Сина, рождённый богиней Нинлил от Энлила; его символ – скипетр с 2-мя львиными головами. Забаба (его символ - гриф) и Нинурта (его символ –лев или голова чудовищной птицы Анзу, которую он покорил)– боги-воины - братья, рождённые морской богиней Нингикугой (первой Нинлил): Забаба – от Энки, Нинурта – от Энлила. 


 
Мардук- бог-воин, сын бога вод Энки и богини-матери Нинхурсаг. Его символ - копьё и дракон Мушушшу. 
 
Мудрец Набу, хранитель Скрижалей судеб – его сын, рождённый от богини Сарпанит (Нанайи); он представлен глиняной табличкой и писалом, а также драконом Мушушшу.

Богиня-врачеватель Бау (Гула, Нинсун, Нинисина) – дочь Ану и Нинхурсаг, изображалась иногда женщиной с собакой, иногда просто собакой; она была женой Нинурты.

Бог грома Адад - сын Ану, был представлен быком, молнией или тем и другим. Символ богини писарей и складов Нисабы (Шалы) - неясен; возможно, что это -колос или таблицы, на которых учитывали запасы пшеницы. 

Бог огня Гибил – сын Адада и Нисабы. Его символ – масляная лампа.

Ниже - предположительно, исходя из популярности богов и сравнения с другими образцами символов.  Плуг, возможно, представляет Нингирсу-Нимрода; птица – богиню рыб и птиц Нанше, дочь  Энки и Нинхурсаг. Птица на коле, возможно, представляет Нанайю (Сарпанит, Айя, Шерида, Ташмету), дочь Энки и Нисабы, которая была богиней любви и писарем.  Похожий символ она имела в Египте (на илл.: справа- шумерский, слева- египетский символы).

 

Змей  – символ бога врачевания и колдовства Нингижзиды (Даму), сына Бау и Нинурты.  Его символом также были две  переплетённые змеи. Изображался с двумя рогатыми змеями, выглядывающими из-за его плеч.

                     
                На илл.: символ Нингижзиды на вазе в Лувре. Париж. Рис.1910г.; Нингижзида 

 

 Скорпион – символ богини клятв, договоров и брака Ишары – дочери Ана и Нинхурсаг. А сноп , возможно, представляет богиню плодородия жену Энлила Нинлил (она же богиня зерна -Эзина), или богиню урожая Нингикугу. 

Здесь названы почти все основные боги Шумер. За ними мы будем прослеживать до конца этой работы, п
оэтому необходимо запоминать их имена и родственные связи.

 Из известных нам богов, кроме водных нефилимов, к коим относились Тиамат, Апсу, Кингу, Дагон, дети Ана и Тиамат: Энки со своей сестрой-близнецом Нингикугой-Эрешкигал, её сын Намтар и другие амфибии, Потоп пережили 8 «сухопутных» нефилимов: Ан, его дочь и жена Нинхурсаг, дети Ана и Нинхурсаг: Энлил, Ишара, Нисаба, Бау, а также сын Энки и Нинхурсаг  - Мардук и слуга Нуска.  

 

 

Как всё началось в Шумере

 (Шумерские тексты в переводе на англ. - http://www-etcsl.orient.ox.ac.uk/datelist.htm )

В мифе о создании «Энума Элиш»  http://khazarzar.skeptik.net/books/shumer/enuma.htm говорится, что сначала верховными богами были амфибии Тиамат (океан) и Апсу (бездна). Их сыном (и мужем Тиамат) был Ан, который, естественно, также был амфибией, как и его брат  Дагон 1, однако он был богом ...неба.  От Ана и Тиамат родился амфибия - бог вод Энки. От Энки и Нинхурсаг родился воинственный Мардук.

 

На илл.: Мардук со своим ручным драконом.

 

  Миф повествует о том, что младшие  боги – дети Ана, захотели свергнуть старших богов: Тиамат и Апсу, однако не рассчитали сил. Сначала был убит Апсу, но Тиамат оказалась сильнее, чем они ожидали.  Вместе со своим сыном-мужем Кингу, у которого были Скрижали судьбы (МЕ верховной власти над богами), она собрала целую армию морских нефилимов, и боги испугались, что Тиамат убьёт их всех.  Они стали искать кого-нибудь, кто бы отважился выступить против неё. Тогда сын Энки - Мардук, заявил, что согласен сразиться с Тиамат, но только с одним условием: если он победит, верховная власть над всеми богами будет принадлежать ему.  

 1 Дагон изображался с рыбьим хвостом. Он не принадлежал к клану Ана- ануннакам, потому сведений о нём осталось очень мало.

  Мадрук и Тиамат

Боги согласились признать главенство Мардука над ними в случае его победы. Мардук победил Тиамат и завладел Скрижалями судеб.  Однако потом, после того, как Мардук так упорно настаивал на верховной власти, он вдруг подарил Скрижали судьбы Ану, а позже мы узнаём, что Скрижали судьбы оказались у Энлила. Почему? Неужели Мардук или Ан добровольно отдали Скрижали?

 Из мифов Ближнего Востока и Греции мы узнаём, что, очищая себе путь к верховной власти, сначала Ан (Крон) убил Мардука (Урана), потом Энлил (Зевс) убил своего отца - Ана (Крона). А в последующих шумерских мифах Ана практически нет, хотя и упоминается его имя. Он просто становится тенью Энлила. Символы богов Ана и Энлила – одинаковы, и сам иероглиф «Ан» означает лишь «небо, высшие силы, бог».  Он разделяет дворец Энлила в Ниппуре, никогда не имеет отличного от Энлила мнения. Везде, где физически присутствует Ан, нет либо Энки, либо Энлила. Если упоминаются все трое, тогда после действий Ана идёт повторение похожих действий Энлила. Например: «Ан недоволен, Энлил огорчён», где по сути может говориться об одном Энлиле.  Поэтому, хотя в шумерских мифах не говорится о смерти Ана от руки Энлила, можно заметить, что в дальнейших мифах его там просто нет. По свидетельству древнего историка Санхуниатона из Бейрута, Энлил (Эл) убил Ана (Эпигея) и возвёл его в ранг божества на 32-ом году правления Ана 1.

1 Eusebius of Caesarea: Praeparatio Evangelica I 10.

Страстью ко всевластию отличались не только боги, но и богини.  Возможно, что уничтожить Тиамат было идеей  Нингикуги, ведь после смерти Тиамат она стала считаться матерью богов.

 Согласно Бероссу, война между богами (ануннаками) и титанами (детьми Тиамат и другими нефилимами, не подчинившимися Элилу-Зевсу) произошла незадолго до строительства Вавилонской башни. К этому времени Энлил решил покончить со всяким противодействием и стать, наконец, верховным богом. Это значит, что до строительства башни (примерно до 2332 г до н.э) Тиамат, Мардук, Ан и все поддерживавшие их старшие нефилимы были убиты. В Греции борьба с ними была названа титаномахией: борьбой богов с титанами.

Поскольку древне-греческая мифология по количеству легенд, насыщенности деталей и образов опережает мифологию любой другой древней цивилизации, мы в ходе нашего исследования примем её за основу. Греческие мифы, благодаря их наибольшей детализации (хотя они и более запутаны), позволяют выстроить некий костяк произошедших событий.  Потому мы обратимся к ним в первую очередь. Нужно только помнить, что мифология Шумер в основном заканчивается Эпосом о Гильгамеше, а мифология Греции продолжается несколько дольше, потому наслоений персоналий богов там гораздо больше.  


Кем боги были в Греции

У каждого греческого бога и богини было по нескольку имён, что само по себе, конечно, не ново. Новым было то, что давалось имя для каждой связи или качества бога или богини, и к этому имени прикреплялась отдельная история, независимая от других историй этого бога. Так появлялись незначительные боги (или герои) с короткими единичными историями, и создавался эффект множественности богов.

Например,
Энки. Кроме Посейдона, он был Океаном как сын и супруг своей матери Тефиды-Тиамат;  Гиперионом - как супруг Тейи-Нисабы; Форкием – как супруг Кето-Нингикуги.
Нисаба  была Тейей как дочь Урана-Ана и Геи-Нинхурсаг, Тиро – как жена Крефея-Нимрода; Фетидой- как жена Пелея-Нимрода.
Мардук был Орионом, как возлюбленный Эос-
Нанайи, и Астреем, как её муж и т.д.. Поэтому для понимания того, что перед нами один и тот же бог, необходимо внимательно сопоставлять обстоятельства и взаимоотношения богов.

После смерти Нингикуги Олимпийскими небожителями стали следующие боги (в списке приведены также их римские имена):

Зевс/Юпитер, верховный бог –Энлил.
Гера/Юнона, жена верховного бога, богиня рождений –Нинхурсаг.
Посейдон/ Нептун, бог морей –Энки.
Деметра/ Церера, богиня урожая злаковых – Бау после Нингикуги (позже Семирамида/Исида). 
Гестия/Веста, богиня клятв, браков, врачеватель от укусов ядовитых змей и скорпонов–Ишара.
Гефест/Вулкан, бог огня, был принят на Олимп не по праву рождения, а благодаря своему мастерству, это - Гибил, сын Адада (Адад не был ануннаком).
Гермес/ Меркурий –Набу; бог дипломатии и торговли.
Арес/ Марс, бог войны – Забаба (иногда Нимрод).
Афродита/Венера, богиня любви, рождённая из моря – сначала Нингикуга, потом её дочь от Зевса-Энлила – Аглая (шумерское имя неизвестно), позже - Инанна, ещё позже – дочь Нанайи.
Афина/ Минерва, богиня войны – Инанна.
Аполлон / Феб, бог света, искусств и врачевания – Нинурта.
Артемида/Диана, богиня охоты - сестра Нинурты Нингал, позже -Нанайя. 
Аид/ Плутон, бог смерти – сначала Намтар, потом -Нергал.

Дионис/ Бахус –Нимрод (бог вина) вошёл в Пантеон последним и заменил Гестию/Весту - Ишару. Однако самым первым Дионисом считается Загрей-Намтар – сын Нингикуги от Энлила-Зевса. Он якобы ребёнком  был растерзан титанами. Его сердце было сохранено, и Зевс дал выпить порошёк из его сердца Семеле (дочери Кадма-Набу). От этого она зачала и родила нового Диониса. Однако между этими двумя был Дионис-Нимрод. В Египте в то время он был Осирисом, и античные писатели называли Осириса греческим Дионисом1.

1 Геродот. История. II 144

Гелиос – это Уту (бог солнца); 
Эос
– Нанайя (богиня утренней зари); 
Адонис
– Думузид (возлюбленнный Афродиты -Инанны).
Тефида (морская титанида)- кормилица Геры, – это Тиамат
Дочери Тефиды – Эвринома-Нингикуга (океанида) и Фетида-Нисаба  (морская нимфа). Хоть Нисаба была дочерью Нинхурсаг, она при жизни Нингикуги была ближе к ней и Энки.

Геракл-Нинурта был сыном Зевса-Энлила  и Алкмены-Нингикуги— жены фиванского царя Амфитриона (здесь Энки - Амфитрион, как муж Нингикуги-Амфитриты). Его брат Забаба был рождён от Энки-Посейдона. Однако в мифах они назывались близнецами. Согласно Гигину (Астрономия II 22),  Геракл стал созвездием близнецов вместе с Тесеем. Тогда можно предположить, что Тесей, это – Забаба, брат Нинурты по матери.

Беллерофонтом , сыном Посейдона-Энки, был  Думузид. Ему покровительствовала его первая жена Афина-Инанна и передала ему крылатого коня Пегаса. После его смерти всадником Пегаса стал брат Инанны Персей –Уту.  

Для того, чтобы  легче было ориентироваться в греческих именах шумерских богов,  на сравнительных таблицах ниже представлены практически все главные боги и родственные связи между ними, вначале - в Шумере, ещё ниже - в Греции. 



Илл.: Греческие имена богов. В таблице указаны не все их имена.
Чтобы было удобно сравнивать, данные таблицы генеалогии богов помещены на отдельной странице вместе с другими генеалогиями, см. столбец слева- Приложение.


Нингикуга/Деметра – мать Нингал/Персефоны.

После смерти Тиамат Нингикуга захватила всю власть, какую могла захватить богиня, потому в её распоряжении  было очень много имён и МЕ.  

Вначале  как дочь Тефиды-Тиамат она была Эвриномой и морской богиней Амфитритой, женой Амфитриона 1-го (Посейдона-Энки). От него она родила бога-воина Забабу(Ареса) и богиню луны Нингал (Артемиду).  Став первой женой Энлила (греч.Зевса), Нингикуга стала первой Нинлил (греч.Герой). Их детьми были бог-воин Нинурта (Аполлон), змееподобное божество Намтар (Загрей, которого она родила как Персефона 1-я) и несколько дочерей- харит (которых она родила ему как финикийская Астарта- о чём позже). 

Как мать Аполлона (Нинурты) и Артемиды (Нингал) Нингикуга называлась богиней Лето. Она также была первой Афродитой (когда подросла её дочь Аглая, Афродитой стала она). Кроме того, как морская богиня (по традиции почти все морские нефилимы считались богами плодородия и житной нивы), она стала богиней плодородия Деметрой.  

 

Нингикуга , как и её мать Тиамат, была морской богиней, близнецом Энки и одной из его жён. Шумерский миф повествует о том, что она как  Эрешкигал-Персефона I-я любила спускаться  на большие глубины, в запредельный мир, в царство мёртвых. И однажды была похищена царём того мира, мистическим драконом Куром (Аидом, кем тогда считался погибший Кингу).  Так она стала богиней царства мёртвых. Царством мёртвых вначале считались морские глубины - видимо по причине подгребения под водами Потопа целой цивилизации. Позже царство мёртвых было перемещено под землю.

Когда её дочь Нингал вышла замуж за сына Энлила бога луны - Сина, богиней луны Персефоной (Артемидой) 1 стала она. Возможно, что именно  тогда Персефона 1-я-Нингикуга стала Деметрой как мать Персефоны-Артемиды.

Как богиня луны (Персефона) Нингал якобы спускалась в подземный мир (шумер.Кур, греч.Аид) и исчезала там в периоды безлуния, а потом возрождалась вновь.

1 Артемида была дочерью Деметры ( Геродот. История II 156; Павсаний. Описание Эллады VIII 37, 6).   

На иллюстрации: богиня с тройной короной – это Нингал-Персефона, дочь Нингикуги.

    
На илл.: Примечательно, что на всех артефактах она изображается с крыльями и со странного вида ногами. 1.Британский музей; 2.Париж Лувр; 3.Лувр (Wikipedia,user Jastrow); 4.Шумерская печать - из интернета. 

На шумерской печати II-го тыс. до н.э. (ниже) видно, что она была лунной богиней.

Как богиня, имеющая отношение к миру мёртвых,  она имела в руках символ возрождения и вечности (ключ, которым  открывался загробный мир), в египетской мифологии получивший название кольца Шен.

 

В Египте данный символ также изображался в руках богов, имевщих отношение к миру мёртвых, и  в лапах птицы-души Ба, подлетавшей к мумифицированным.

На илл.: рис. из Книги мёртвых. Ани,89. Ок. 1250 г. до н. э.



Нингикуга имела большую власть, но этого ей было мало. Как Эвринома Нингикуга стала оспаривать первенство Реи-Нинхурсаг (матери Энлила) и за это была сброшена в тартар, т.е. убита. 

После смерти Нингикуги Герой стала Нинхурсаг, а Эрешкигал второй и Деметрой второй стала жена её сына Нинурты – Бау1. И уже дочь Бау, Нунгал, стала следующей Персефоной-Артемидой.

   

 1 Бау вначале была только богиней-целительницей, богиней драгоценных камней, колдуньей и помощницей в родах (A šir-gida to Ninisina), а позже стала матерью земли (The lament for Sumer and Urim), или Деметрой.

 
Нинурта- Геракл и Аполлон

 После убийства Мардука его МЕ - 50 божественных сил (грозное оружие с запряжёнными вихрями), а также сеть и лук, были переданы сыновьям Энлила Нинурте (Аполлону-Гераклу) и Нергалу (богу лихорадки, засухи и других несчастий).

Древнегреческие легенды повествуют о том, как сын Посейдона (Энки) и Геи (Нинхурсаг) великан Антей (Мардук) был убит Гераклом (Нинуртой). Некоторые подвиги Геракла (Нинурты) были записаны также и в Шумере. Так, Нинурта убил 7-головую змею и бизона, а Геракл - 7-головую гидру и дикого быка.   

На илл.: Геракл/ Нинурта побеждает Керинейскую лань

 Спутником Геракла был его брат Ификл, а спутником Нинурты – его младший брат Забаба. Согласно Геродоту, первый Геракл был не героем, рождённым от женщины, а богом, причём очень древним - одним из 12 древних египетских богов1. Геракл-Нинурта был в Египте древним и почитаемым богом войны - Монту, о чём будет поведано позже. Получается, что в убийстве Мардука были задействованы и Ан, и Нинурта.

1 Геродот, Евтерпа, II:43.

 
Илл.:Нинурта с птицей Анзу.Austen Henry Layard 'Monuments of Nineveh, London, J. Murray, 1853. Википедия. Фото Georgelazenby. Обратите внимание на оружие в руках Нинурты. Об оружии будет сказано в отдельной главе.

 Мардук исчез из легенд, и его место занял Нинурта, воинственный бог грозы, который теперь стал одновременно и Нинуртой, и Мардуком.  Боги были заинтересованы в том, чтобы имена наиболее популярных и сильных богов имели долгую жизнь.

Нинурта был во многом похож на Мардука. Оба отличались невероятной силой, храбростью и стремлением к власти. С оружием Мардука Нинурта также, как и Мардук, победил дракона, поэтому отличить одного от другого было трудно.  В легенде «Возвращение Нинурты в Нибру» Нинурта хвастался, что он подчинил для Энлила все земли и всех богов, и ануннаки разбегались от него в страхе, как мыши. Энлил уважал Нинурту.

 Потом из мифа «Энки и мировой порядок»  узнаём, что Энлил отдал Скрижали судьбы Энки. Позже мы увидим, что ни один из богов не занимался благотворительностью и не передавал во своей воле регалии власти. Когда скрижали судьбы оказались у Энки, они были похищены у него птицей Анзу.

 
На этой печати: Нинурта со своими двумя помощниками (которыми, возможно, были Забаба и Нимрод) приводят к Энки человека-птицу Анзу.

Нинурта поймал Анзу и возвратил скрижали Энки. Что произошло потом, описано в легенде «Нинурта и черепаха». Сначала Энки обрадовался, увидя Нинурту со скрижалями. Но потом, поняв, что Нинурта стремится к власти и планирует что-то коварное против него, решил первым уничтожить его. Легенда повествует, что Энки послал на Нинурту огромную черепаху, которая стала рыть большую яму и затянула Нинурту в неё. Черепаха была одним из символов Энки, потому вполне возможно, что Энки был вовлечён в убийство Нинурты.

Нинурта относился к первому поколению богов, рождённых в первые годы после Потопа (наряду с женой Энлила – Нинлил, 8-мью близнецами Нинхурсаг, среди которых была Нанше,  дочерью Энки и Нингикуги – Нингал и др. ). Он был женат на дочери Ана богине-лекаре Бау (Нинсине, Нинсун, Гуле), а их сыном был Даму-Нингижзида.

Чтобы убедиться, что целитель Даму1 и бог-лекарь Нингижзида, связанный с подземным миром, - одно и то же лицо, достаточно сравнить несколько легенд, в которых говорится, что: Нинсина от мужа Пабилсага имела сына Даму 2, Нинсина – это Бау 3 , Пабилсаг - это Нинурта 4, Даму - это Нингижзида 5,  т.е. у Бау от Нинурты был сын Нингижзида. Между тем также говорится, что Нингижзида – сын Ниназу 6 и Эрешкигал 7. Следовательно, у Бау-Эрешкигал от Нинурты- Ниназу был сын Даму-Нингижзида. Так мы узнали, что Бау также была богиней подземного мира Эрешкигал. Она была Эрешкигал второй. Поэтому когда говорится, что Ниназу 8 (Нинурта)  был не мужем, а сыном Эрешкигал, здесь уже речь идёт о матери Нинурты Нингикуге9, которая была первой Эрешкигал.

1“The lament for Nibru”. 243           
2«A shir-gida to Nininsina» http://www-etcsl.orient.ox.ac.uk/section4/tr4221.htm        .
3«
Nininsina and the gods» http://www-etcsl.orient.ox.ac.uk/section4/tr4226.htm
4«
A shir-namshub to Ninurta» http://www-etcsl.orient.ox.ac.uk/section4/tr42707.htm
5«
Ningishzida's journey to the nether world» 4-10, 15-19.
http://www-etcsl.orient.ox.ac.uk/section1/tr173.htm 
6«
A balbale to Ningishzida» http://www-etcsl.orient.ox.ac.uk/section4/tr4191.htm
7«
Ningishzida's journey to the nether world» http://www-etcsl.orient.ox.ac.uk/section1/tr173.htm
8
The death of Gilgamesh
9
В мифе "Энлил и Нинлил" говорится, что Ниназу был рождён от Нинлил. Первой Нинлил (или женой Энлила) была Нингикуга.


Забаба –Арес (Марс)

Частым спутником, другом и братом Нинурты (Аполлона-Геракла) по матери был бог-воин Забаба. В Греции он был богом войны Аресом, героем Тесеем и Ификлом. С Гераклом он был Ификлом. В жестокой схватке, когда необходимо было быть беспощадным, он был Аресом. Когда в битве необходима была рассудительность, он был Тесеем. 

Нинурта и Забаба часто путешествовали вместе с Нимродом (греч.Пелеем/Крефеем). И, как увидим позже, Забаба разделял с Нимродом МЕ Ареса, а Нинурта - МЕ Мардука.

Забаба был главным богом города Киша, и там его женой считалась богиня любви и войны Инанна (греч. Афродита и Афина). Греческие мифы говорят о любовной связи Афродиты с Аресом. Однако, Энмеркар-Нимрод хвастался, что Инанна – его любовница 1. Возможно, что Аресом, который был любовником Инанны, был Нимрод. Хотя, учитывая любвеобильность Инанны, не исключена вероятность того, что она также была любовницей Забабы, потому что Тесей (Забаба) был героем Аттики – царства Афины (Инанны).

1 Enmerkar and En-suhgir-ana


           Энмеркар-Нимрод и старая женщина

В легенде «Лугальбанда в горной пещере» говорится о том, что, когда Энмеркар собирал армию против Аратты (на завоевание которой ушло несколько лет), он ездил на «шторме», на «сверкающем металле, спускавшемся с небес на землю», вокруг которого, «как молнии, сверкали острые стрелы» 1  Этот летательный аппарат Энмеркар использовал ещё до того, как Аратта была покорена, до того, как он стал Нином - завоевателем дальних земель. Это значит, что этот аппарат дал ему в пользование Нинурта, который пользовался им после победы над Мадруком. Нинурта знал Энмеркара с детства 2 и, видимо, доверял ему.

Когда Нимрод-Энмеркар воевал с Араттой, он женился на «старой женщине», которая предложила ему разделить с ней трон в Уруке 3 . Там  говорится, что сразу по её благославению скот стал быстро плодиться. Значит старая женщина была богиней плодородия, а трон в Уруке в то время принадлежал только одной богине плодородия – Нисабе. Старой мудрой женщиной Нисаба зовётся также в мифе «Энлил и Нинлил» 4. В мифе «Энмеркар и Энсухгир-ана» говорится о том, как чародей из Аратты сделал так, что коровы Урука перестали давать молоко. Два пастуха Нисабы, «сыновья одной матери»,  воззвали о помощи. На их призыв пришла мудрая женщина, которая остановила колдовство, убив колдуна, но перед этим укорив его в том, что он посмел состязаться «в колдовстве с Нисабой». Здесь, по всей вероятности, мудрая женщина – та же Нисаба. И два пастуха – её сыновья, одним из которых был Думузид, а вторым Энкимду, который вместе с Думузидом сватался к Инанне.

Так в Уруке оказались Энмеркар и его генерал Лугальбанда, Нисаба и её сын Думузид, ставший правителем после Лугальбанды, и Инанна, которая в то время уже была женой Думузида. Нисаба была писарем богини рыб и птиц Нанше. Кроме того в Уруке часто бывали брат Инанны – бог солнца Уту (Шамаш), его жена Нанайя (Сарпанит, Шерида) – вдова Мардука, а также сын Нанайи и Мардука  Набу (Хендурсага), бывший судьёй в доме Нанше5.

  В Греции Нисаба была морской богиней Фетидой- единственной из греческих богинь, заключившей брак со смертным. Смертным был Пелей-Нимрод.  Другой миф говорит о том, как Дионис-Нимрод 6, спасаясь от преследования Ликурга, бросился в море, где его сохранила Фетида 7. Его спасла его жена Нисаба-Фетида.

1 http://www-etcsl.orient.ox.ac.uk/section1/tr1821.htm, 47-58.
2 Энмеркар хвастался, что Нинурта держал его на своих коленях -“
Enmerkar and En-suhgir-ana
3 «
Enmerkar and Lord of Aratta».
4  Там она - Нун-бар-шегуну; чтобы было понятно, что речь идёт о Нисабе, сравните с мифом «Enlil and Sud».
5
 A Hymn to Nanshe”; “A Hymn to Hendursaga
6 В том, что Нимрод был Дионисом, вы сможете убедиться позже.
7 Гомер.Илиада
VI 135$ Pseudo-Apollodorus, Bibliotheca 3. 34

 Ранее мужем Нисабы был бог зерновых складов Хайя (другое имя  бога зерна Дагона), и она поэтому тоже была богиней плодородия. Нимроду необходимо было принять регалии, соотвествующие регалиям жены и символизирующие что-то  близкое к плодородию. Его регалией стал пастуший посох, хотя он и остался воином. С этим посохом он пришёл в Египет, где стал богом Анджети. Также, благодаря Нисабе,  Нимрод стал аморейским богом-воином Амурру и вначале вместе с Нинуртой и Забабой завоёвывал земли для Энлила. Как Анджети и Амурру Нимрод изображался с пастушьим посохом.

Нисаба была связана с морем. Её первым мужем был бог моря Энки. От него у неё была дочь Нанайя, а также сыновья, среди которых был Думузид. Дагон (шумер.Хайя) – морской нефилим, был её вторым мужем. От него Нисаба родила Нинлил, которая стала женой верховного бога Энлила. От бога ветров Ишкура/Адада, родившегося после Потопа, она родила бога огня Гибила/Гефеста. Нимрод-Энмеркар, греч. Пелей/Крефей был её четвёртым мужем.

    

               
             Две  богини любви

  Дочь Нисабы - Сарпанит (греч.Эос), была женой Мардука (греч.Астрея) и поначалу была только богиней утреннего света, зари. Позже она стала Нанайей -богиней плотской любви, т.е. разделила этот аспект с Инанной, которая считалась богиней плотской любви Афродитой (после смерти дочери Нингикуги Аглаи) и богиней войны Афиной. Нанайя была старше Инанны, но именно Инанна обучила Нанайю «искусству любви»1. Нанайя была хорошей ученицей и намного опередила свою учительницу: очень скоро в бесстыдстве ей не было равных. Когда подрос её сын писарь Набу, она стала его спутницей, писарем Ташметум. После смерти Мардука она вышла замуж за бога солнца Уту (Шамаша) и стала Шеридой (Айей).

 

В Греции Нанайя также была Европой, которую похитил Зевс (т.е.Мардук; когда после победы над Тиамат на короткое время он стал верховным богом) и за это якобы сделал её царицей Крита. Позже она появляется как критская царевна Ариадна, которая вывела героя Тесея (Забабу) из лабиринта, где чудовище Минотавр пожирало людей (очевидно, что Забаба остановил человеческие жертвоприношения, устроенные на Крите братом Набу/Радаманфа  Миносом). В мифе говорится, что Тесей (Забаба) хотел жениться на Ариадне, но потом ему во сне явился Дионис (Нимрод) и повелел оставить Ариадну для него. Мифы повествуют о том, что Афродита (Инанна) ревновала Ареса (Нимрода или Забабу) к Эос (Нанайе), которую как-то застала в постели с ним.  От Диониса (Нимрода) Ариадна родила 4 сыновей. Это те же сыновья, рождённые Демоникой (Нанайей) от Ареса (Нимрода). К сыновьям Нанайи и Нимрода мы ещё вернёмся.

                           

1 «Нанайя, хорошо обученная святой Инанной» - « A tigi to Nanaya for Išbi-Erra»  

                                                                                       

           При цитировании указание источника обязательно.